Галоўная

 Кнігі
Памяць
Вялута
Палессе
Навасёлкі лунінецкія
Интернат ты наш
Палессе маё Лунінецкае
Заказнікі прыроды
Кажан-Гарадок 500-гадовы
Письма командиров
Гонар і памяць Зямлі Лунінецкай

Клуб Лунінецкая Муза

Назвы зямлi лунiнецкай

Лунінец

Мікашэвічы

Вёскі раёна

Расклад руху аўтобусаў

luninetsm@tut.by
luninetsm@tut.by

Iван Панасюк

Письма командиров

Работа по краеведению в гимназии города Микашевичи

Активную работу по краеведению и музееведению в Микашевичской гимназии им. В.И. Недведского проводит педагог дополнительного образования Немченя Елена Михайловна. Под её руководством проводится поисковая работа, пополняются и обновляются экспозиции музея, изучаются музейные объекты, учащиеся приобщаются к научной и исследовательской работе.

Краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, оно формирует у учащихся научное мировоззрение, воспитывает чувство патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно-полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.

Внеклассная работа по краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.

Массовые формы внеклассной работы — экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.

Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, исследовательских работ, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

Учительница высшей категории Елена Михайловна является в руководителем трёх кружков: “Лунінеччыназнаўства”, “Музееведение” и “Литературное краеведение”.

Кружок — это традиционная базовая форма детского объединения по интересам. Он не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя, руководителя кружка в проведении внеклассных мероприятий, экскурсий, изготовлении фотомонтажей и т.д.

В кружке “Лунінеччыназнаўства” занимаются 9-классники. Они изучают родной край в органическом единстве с историей своей страны, участвуют в краеведческих конкурсах, конференциях и олимпиадах. Результатом работы стали многочисленные исследовательские работы на основе изученного материала.

Учащимися гимназии под руководством Елены Михайловны были сделаны и представлены на конференции и конкурсы следующие исследовательские работы: В кружке «Музееведение» ребята, описывая новые экспонаты, изучают музейное дело и приобретают музейную практику. Работа формирует представления и знания о теоретических основах музееведения как науки.

Просмотр видеофильмов о музеях разных стран расширяет кругозор ребят, прививает интерес к знаниям истории и мировой культуры. Экскурсии по памятным местам города, района, области, Республики Беларусь формируют знания истории своего края, способствуют привитию любви к природе, желание её охранять.

Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками — немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

Кружок “Литературное краеведение” посещают пока учащиеся младших классов. С каждым годом у них появляется всё больший интерес к собственному творчеству. Изучив наследие местных литераторов, они пытаются сами писать стихи и рассказы. Большую помощь в работе оказывает краеведческий музей, который находится в здании гимназии. Он был открыт 1 июля 1997 года в одном из помещений Микашевичской СШ № 3. С того времени здесь проводится большая краеведческая работа. Собрано много подлинных документов (фотографий, писем, предметов быта, предметов военного времени), благодаря которым учащиеся знают историю города и его школ, чтят память о воинах, погибших в боях за Родину, гордятся такими земляками, как Иван Борисович Конопацкий, Гаврила Петрович Стешиц, Василий Петрович Грязновский и другими славными людьми нашей местности.

Музей был создан по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны и при помощи спонсоров — ведущих предприятий г. Микашевичи. Первым руководителем музея был Аркадий Павлович Чаша, “Человек-легенда” — так называли его в районе. Будучи без обеих рук, историк по образованию, он записывал свои воспоминания, активно занимался музейной деятельностью. К сожалению, Аркадий Павлович умер, а здание пришло в негодность. С согласия ветеранов И.К. Булата и Н.Г. Стешица 14 октября 2005 года музей был перевезён в здание гимназии. Елена Михайловна занимается музейной деятельностью с начала создания музея и по сегодняшний день.

Главной работой в музее, несомненно, является поисковая работа. Она помогает комплектовать фонды, пополнять экспозиции, изучать музейные объекты, описывать их и приобщать детей к научной работе. В музейной книге учёта гимназии описаны 478 экспонатов. В музее гимназии — 5 экспозиционных залов:

1. “Этнографический” — в кабинете белорусского языка;

2. “История развития города Микашевичи” — в холле на 2-м этаже. (В нём размещены экспонаты, рассказывающие об истории возникновения города и развитие его до начала Великой Отечественной войны).

3. “Пинское партизанское движение”. (Так как большинство ветеранов, жителей города, являлись партизанами, этот зал содержит сведения о партизанском соединении, которое возглавлял В.З. Корж).

4. “Достопримечательности современного города”. (В этом зале рассказывается о главных предприятиях города, об истории их возникновения, о современном их состоянии и развитии).

5. “Развитие образования в городе”. (Здесь собран материал об истории развития образования в городе. Ежегодно зал пополняется новыми сведениями, фактами из жизни гимназии).

С 2007 года музей принимает активное участие в проводимых конкурсах районного и республиканского уровней.

Музей в гимназии является научно-исследовательской лабораторией педагогического мастерства, обеспечивающей максимально эффективное использование регионального компонента в процессе образования и воспитания учащихся. Музей содействует приобщению учащихся к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей.

Желанными гостями нашего музея являются наши добрые друзья: ветераны Великой Отечественной войны и ветераны труда, а также участники военных действий в Афганистане.

Благодаря продуманной, методически-грамотнотно выстроенной работе музея чувствуется уважительное, трепетное отношение учащихся к истории своей страны, желание работать дальше, совершенствоваться и привлекать ребят младшего возраста. Видно как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, с чем пришлось работать, и что нужно было узнать в процессе кропотливой исследовательской работы.

Елена Михайловна, учителя гимназии и учащиеся неоднократно награждались грамотами и дипломами самых различных уровней. Вот перечень их исследовательских работ учащихся:

Гнітко Андрэй — “Па слядах Корневай Соф’і”, 2011год.

Данілевіч Алёна — “Беларускі ручнік. Асаблівасці ручнікоў Столінскага і Лунінецкага раёнаў Брэсцкай вобласці і Жыткавіцкага раёна Гомельскай вобласці”. Дыплом 3-й ступені; перадача па радыё, 2008 год.

Данскіх Алёна — “Даследванне архіўных дакументаў музея як спосаб аднаўлення гістарычнай праўды”. Рэцэнзавана прафесарамі Мінскага ўніверсітэта імя Максіма Танка. Адзначана падзячным пісьмом і кнігай “Памяць” Лунінецкі раён, 2010 год.

Зайчанка Аляксандр — “Настаўнікі горада Мікашэвічы — ветэраны Вялікай Айчыннай вайны”. Аформлены стэнд, 2009 год.

Кацуба Уладзіслаў “Таямніцы прозвішчаў навучэнцаў гімназіі”. Праца працягваецца, 2011 год.

Крывулец Анастасія — “Прызначэнне і сутнасць абярэгаў на Беларусі”, 2-е месца на школьнай канферэнцыі, выступленне на раённай, 2010 год. “Паходжанне урбанонімаў горада Мікашэвічы”, работа перайменавана і была прадстаўлена на раённай канферэнцыі па рускай мове пад назвай «Классификация топонимов города Микашевичи на основе лексико-семантического анализа». Дыплом 2-й ступені, 2011 год.

Рабец Кацярына — “Храмы горада Мікашэвічы”, 2010 год; “Рысы характару сучаснай канфесійнай структуры горада Мікашэвічы”, 2011 год, 1-е месца на раённай канферэнцыі, падарунак кніга “Памяць” Лунінецкага раёна; дыплом I-й ступені на абласной канферэнцыі.

З верасня 2012 года Кацярына Рабец — стыпендыят спецыяльнага Прэзідэнцкага фонду падтрымкі таленавітай моладзі.

Савіцкая Анастасія — “Гісторыя узнікнення і развіцця РУВП “Граніт”. Перспектывы на будучыню, 2008 год, 2-е месца на раённай канферэнцыі, дыплом II ступені.


Держу в руках «Информ Прогулку», читаю, «Поездка в Туров». эссе шестиклассников Микашевичской гимназии прислала классный руководитель Е.М. Немченя.

В первой половине ноября отправились на экскурсию в туров. Автобус фирмы «Здоровье» пришёл вовремя, и в 8.30 отправились в направлении Гомельской области. Путь проходил по трассе, по обеим сторонам которой были ровно вспаханные поля и чистые лесные массивы. День был солнечный, и всё это, на фоне безоблачного неба, казалось картинками из альбома. было приятно думать, что всё это наше, белорусское.

Роман Кривулец

Вскоре свернули в деревню Дедовка Житковичского района. Некоторые дома напоминали домики из сказок. во дворах было много персонажей из дерева. пластиковых бутылок, старой посуды. Кое-где ещё пестрели цветы, не прихваченные первым морозом. тоже самое увидели в следующей деревне Люденевичи. Житковичи мы объехали окружной дорогой, но успели заметитьмного строящихся домов и коттеджей. Порадовались за жителей города: умеют красиво строить и с любовью украшать дома.

Дарья Батура

По высокому длинному мосту переехали Припять. Вода в реке казалась свинцово-синей. Вспомнилось, как с папой летом катались по ней на моторной лодке. Я опускала руку в воду, и было приятно ощущать тёплые пузырьки в руке. Теперь река немного пугала своей неприступностью. Пока ехали по мосту, заметила справа сверкающие на солнце купола церкви. Решила, что это и есть древняя Туровская земля.

Александр Ярмольчик

В краеведческом музее было столько экспонатов, что самим нам трудно было бы разобраться в их истории. К счастью, у нас был замечательный экскурсовод. Оказывается, первое упоминание о Турове относится к 980 году. Также экскурсовод рассказал четыре легенды о возникновении города, познакомил нас с назначением вещей, которыми пользовались далёкие предки. Лапти были из лозы, миски из коры, сундуки, колыски из древесины, укращения, сумки, сапоги из кожи предметы быта из железа... И всё это имело добротный вид. Мне стало интересно, были ли богаты эти умельцы, продавая свои изделия, и спросил об этом у куратора музея. Она не смогла ответить на мой вопрос. А жаль...

Дмитрий Люст

Потом поехали на место кафедрального собора. Храм был разрушен землетрясением 3 мая 1230 года. В 1961 году на этом месте археологи обнаружили руины и вели раскопки. Теперь руины находятся под куполом, и здесь по большим праздникам ведётся служба. Нас пригласили на службу в честь Кирилла Туровского, образованнейшего человека своей эпохи, семиметровый памятник которому воздвигнут здесь, на Замковой горе. Возле него мы и сфотографировались.

Наташа Прокопович

В музее живой природы все экспонаты в натуральную величину и выглядят как живые. Экскурсовод интересно рассказывала о птицах, животных, занесённых в красную книгу, задавала вопросы, на которые мы иногда знали ответы. Она нас хвалила и в конце подарила нам на память календарики-сувениры. Мы с удовольствием купили на память кружки, карандаши, эмблемки с изображением города Турова.

Полина Царик

Потом отправились на старинное Борисоглебское кладбище, где нас ожидал гид и смотритель кладбища Валерий. В часовенке мы с большим вниманием слушали, как он рассказывал о крестах, растущих из земли. Оказывается, они имеют силу исцеления и исполнения желаний. Не каждый может подойти к ним. «Но если у тебя совесть чиста и хорошие мысли, то можешь не бояться», сказал он нам. В часовенке поставили свечи за здравие своих родных, прикоснулись к древней иконе и кресту, а затем отправились к растущим крестам. Я боялся, что Крест не подпустит к себе (чувствовал маленькие грешки). Но всё прошло благополучно, и я, опустившись на колени, загадал желание.

Максим Лунцевич

Мне экскурсия особого удовольствия не доставила. У меня болел палец на ноге, и я не мог воспринимать всё с таким интересом, как одноклассники. У Креста попросил здоровья себе и родным. Вздохнул с облегчением, когда уселся на седенье автобуса. А ещё больше порадовался по пути домой, когда мы заехали в житковичский магазин «Евроопт». Денег у меня было ещё много...

Олег Леонович

«ИП» ноябрь 2012 года.

P.S. Одна туристическая поездка... А сколько у ребят мыслей... Мы прочитали высказывания только восьмерых, и то не всё, что у них появилялись во время подготовки к поездке, во время самой поездки и после неё. Уверен, они её будут вспоминать периодически всю жизнь, ибо детская память самая цепкая память. В душе и между собой они очень благодарны всем, кто принял участие в подготовке этой поездки: это и Елене Михайловне, классному руководителю и директору гимназии и своим родителям и всем причастным к её осуществлению. Такие поездки имеют большое воспитательное значение на формирование личности у ребят.

Назад | Далей



Микашевичи, Гимназия, выпуск газеты 2011 г.