Галоўная

 Кнігі
Памяць
Вялута
Палессе
Навасёлкі лунінецкія
Интернат ты наш
Палессе маё Лунінецкае
Заказнікі прыроды
Кажан-Гарадок 500-гадовы
Письма командиров
Гонар і памяць Зямлі Лунінецкай

Клуб Лунінецкая Муза

Назвы зямлi лунiнецкай

Лунінец

Мікашэвічы

Вёскі раёна

Расклад руху аўтобусаў

luninetsm@tut.by
luninetsm@tut.by

Iван Панасюк

Письма командиров

“Моя Лунинетчина”.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки.

В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно-зрелой, творческой личности. Велика роль в этом процессе исторического образования, одной из задач которого является создание предпосылок для формирования историко-познавательной, ценностно-мировозренческой, социально-коммуникативной, информационной компетентности.

Решение этой задачи имеет много вариантов. Один из них связан с историко-краеведческим направлением. Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае — существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал ученики приобщаются к прошлому, настоящему и будущему своего края. В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает свои нормы, вечные, непреходящие ценности человека — честность, справедливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство.

В СШ №2 г. Лунинца на протяжении ряда лет работает кружок. Его работа ведется по следующим направлениям: история города; знаменитые земляки; предприятия города и района. Работа кружка началась с подготовки к участию в районной конференции “Литературно-краеведческое наследие Николая Калинковича”, в ходе которой был проведено ряд встреч с его одноклассниками: Людмилой Сергеевной Клим, Геннадием Васильевичем Качановичем, Тамарой Александровной Коротышевской. Они поделились воспоминаниями, документами, газетными статьями из личных архивов. Всем было интересно узнать о том, что этот замечательный человек является выпускником нашей школы. Собранный материал был представлен на конференции под названием “Колька по прозвищу Карандаш”. Екатерина Хилюк выступила с рецензией на книгу Н. Калинковича “Лунинец”.

Члены кружка “Моя Лунинетчина” ежегодно принимают активное участие в конференциях “Литературно-краеведческое наследие Николая Калинковича”. Проект “Лунинецкому телевидению — 50 лет” — Марина Костюкевич и Ольга Конопацкая. Большая исследовательская работа была проведена при подготовке проекта “Малолетним жертвам фашизма посвящается”. Были взяты интервью у бывших малолетних узников. Активное участие члены кружка принимают в конкурсах исследовательских работ. Так, в 2007-2008 учебном году Антон Заленский и Иван Минич подготовили проект-исследование “История Лунинца в памятниках и мемориальных знаках”. В 2009-2010 учебном году круг интересов кружковцев расширился. Кроме исследования “Лунинецкий Арбат” были разработаны еще два проекта:

“Художественно-технологические особенности белорусского рушника” (Алина Веселовская и Юлия Романович). “Калашников: человек, автомат, легенда”. (Заленский Антон).

Работы “Лунинецкий Арбат” и “Художественно-технологические особенности белорусского рушника” заняли первые места в районном конкурсе исследовательских работ. “С наукой в будущее”. Работа “Калашников…” была отмечена специальным призом районной газеты “Лунінецкія навіны”.

Три года творческая группа учащихся в следующем составе: Яна Конопацкая, Екатерина Хилюк, Алена Бойко, Владислав Трегубов — работали над проектом “Лунинецкий Арбат”. Встречи со старожилами, изучение краеведческой литературы позволили создать 2 слайд-фильма. Участники проекта выступили с предложением сделать пешеходную зону в небольшом историческом центре города — часть улицы Гагарина от первой школы до типографии.

Большую роль в формировании интереса к истории родного города играют встречи с местными краеведами: Татьяной Васильевной Канапацкой и Иваном Алексеевичем Панасюком. Несколько раз кружковцы встречались с выпускником нашей школы, автором ряда монографий Львом Леонидовичем Колосовым.

Неизгладимый след кружковцев оставило участие в литературном вечере памяти юной поэтессы Ольги Олешкевич, рано ушедшей из жизни. Участники читали те стихи, которые, “… легли на сердце…”. Совместно с клубом “Поиск” в школе в разные годы были проведены три больших мероприятия: “Солдат войны не выбирает” и “Мы славим тебя, Лунинетчина!”, основанные на краеведческом материале. А встреча “Погибшие в небе за родину становятся небом над ней” была посвящена памяти Андрея Карпова, выпускника нашей школы, погибшего в Чечне.

Однако любимой формой краеведческой работы были и остаются экскурсии по памятным местам города, во время которых кружковцы знакомятся с историей улиц, посещают место строительства нового храма, знакомятся с предприятиями города и района. Итоги подводятся в ходе создания ежегодных фотовыставок “Лунинец: вчера, сегодня, завтра”. Члены кружка проводят мини-экскурсии для младших школьников во время недели истории. А накануне 65-летия Великой Победы совершили велопоход “Память сердца” по местам боевой славы.

Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина РБ. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законе «Об образовании РБ»: воспитание гражданственности и любви к Родине; защита национальных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей. Включение исторического краеведения в систему изучения истории нашей Родины способствует формированию у учащихся доступного понимания и знаний об основных этапах развития страны.

Д.Р. Сладинская, учительница истории СШ №2 г. Лунинца

Назад | Далей