Приложение к альманаху “Лунинецкая муза”

Лариса Громыко

«Снова ты в цветах на шумной сцене...»

Художественно-документальная мини-повесть

От издателей
  Главная героиня повествования лунинецкого автора Ларисы Громыко — хореограф Наталья Павловна Парахневич (Катуша). Прослеживается её родословная, в которой отмечено трепетное отношение к музыке у многих её представителей.


Авторское предисловие
  Ах, истории, истории!
  Каких только вас не бывает на белом свете! Одни быстро забываются, другие – помнятся всю жизнь. Как здорово, когда у интересной истории вдруг появляется продолжение, которое неожиданно вспыхивает ярким текстом после небольшого молчания.

  Так было и у моей истории...
  Читатели газеты “Лунінецкіе навіны” 18 января 2003 г. из статьи “И это все о нем” узнали историю жизни, творческого полета руководителя танцевального кружка Дома пионеров г. Лунинца А.И. Короткина и теплые воспоминания о нем его друзей, учеников. Нет, не об Александре Иосифовиче сегодня будет мое “продолжение”, а о его талантливой ученице Наталье Павловне Парахневич (Катуша), о нашей лунинецкой Терпсихоре и ее родных.

  Откуда берутся таланты?...
  Не бывает талантов самих по себе. Их обязательно “формируют” родственники, которые жили задолго до рождения того, кому они будут “подарены” в виде волшебных зерен-генов и опущены в благодатную почву – душу, чтобы получить богатые всходы. Так было и у Натальи Павловны: таланты, “подаренные” предками, восторжествовали над временем и принесли ей всеобщую любовь, признание, славу, с которыми теперь легко жить и продолжать работу хореографа в Гродненском колледже искусств.

  Мудрые люди утверждают...
  Кроме таланта, нужен еще упорный труд, огромная работа над собой, “работа до самого пота”, иначе без нее “даже большой талант может заглохнуть, как в пустыне родник, пробивая себе дорогу через горячие пески”...

  Эта история во мне “расцветала” пышным цветком...
  Да, да! Она “расцветала” во мне более пяти месяцев, пока собирался материал о моей богине танцев. Я волновалась: сумею ли в своём повествовании использовать все возможности – невозможности полного, абсолютного переплавления того, что мне ведомо о Наталье Павловне?! Но я знала сразу, точно, что это должно быть что-то очень яркое, необычное, неповторимое, как сама Натали!.. И одолел меня мучительный поиск этого яркого, необычного, неповторимого...

  Немножко из моего детства...
  Давным-давно, когда мне “натикало” от роду 7-8 лет и моим подружкам столько же, было у нас любимое занятие: собирать “стеклышки” от разбитой посуды. Очень радовались, если находились осколки с уцелевшими рисунками. Часами рассматривали свое “богатство”, любовались росписью того, что когда-то было чашкой, тарелкой, салатницей и огорчались, если чудесный рисунок был не весь, отбит и потерян. Вот тогда детское воображение разгоралось и “дорисовывало” то, что унесло время и не сохранило на осколке.

  И вот...
  После долгих, мучительных поисков была избрана форма повествования: художественно - документальная мини-повесть с главами – “осколочками”, из чего восстанавливается жизнь человека, как чудесный “сосуд” с прекрасной росписью. Не беда, если каких-то фрагментов этого “сосуда” не хватает, но их можно домыслить, “дорисовать”, которые утрачены из-за времени.


«…Снова ты в цветах на шумной сцене…»
  Осколочек 1
  1881 год. Полесье. Ранняя осень уже наметила повсюду свою первую позолоту. Несмотря на это, леса казались летними и светились изнутри. Косые лучи солнца пронизывали их насквозь, рассеивались по пушистым веткам елей и сосен, берез и осин. Кругом торжествовала особая грусть, какая бывает в период бабьего лета. Все здесь наслаждалось последним теплом, солнцем, синевою небес, а в это время далеко от Полесских лесов в своем северном дворце на Неве по кабинету расхаживал Александр III и вынашивал идею строительства Полесских железных дорог.
  – Да, да, – убеждал себя он, – Полесью нужны железные дороги! Прежде всего, так укрепятся стратегические пути на большой местности между Россией и Западной Европой… Далее,.. гм-м,.. так можно поднять промышленность, которая на Полесье на самом низком уровне… Отсутствие дорог отражается и на культурном развитии этого края…
  Император остановился у окна. Нева величаво несла темно-синие воды к Балтике, а гранитная набережная манила к себе. Александр III резко втянул воздух, мысленно ощущая свежий ветер осеннего дня, и прижался лбом к оконному стеклу.
  – Какая благодатная прохлада! – подумал он, приятно ощущая силу этой прохлады. Побежали минуты блаженства и покоя, даже какого-то легкого умиротворения… Стекло согрелось и уже не давало желаемого холодка.
  – Пора! Хватит! – скомандовал сам себе Александр III и решительно отпрянул от окна, подошел к рабочему столу и развернул карту Полесья.
  – Вот оно, Полесье!.. Огромный, красивый, первозданный край!.. А какие там леса!.. Между прочим, эти лесные богатства так и не используются… Конечно, не стоит забывать о том, что это край топких болот, а из-за них связь между многими населенными пунктами налаживается только в зимний период, пожалуй даже, в лютые морозы… Вот-вот, еще одна веская причина, почему Полесью нужны железные дороги!..
  С мая 1882 по февраль 1883 г. Александр III готовил постановление о строительстве Полесских железных дорог, чтобы коренным образом изменить жизнь этого девственного края навсегда.

  Осколочек 2
  Зима 1899 года легла своевременно и снежно, убелив землю так, что все казалось вокруг волшебной сказкой.
  – Ну, вот и «утеплились» на зиму! – весело пошутил Пётр Андреевич Катуша, заходя в свой дом.
  Его жена, Мария Яковлевна, подметала пол.
  – Дай-ка, Маша, веничек, обмету снег, – попросил муж жену. Она молча протянула Петру Андреевичу веник, а сама подбоченилась и стала наблюдать, как ее Пётр обметает с сапог снег.
  – Ну, кажется, все! Держи! – промолвил он и вернул жене веник, а сам разделся, подошел к теплой печке и прижал к ней озябшие руки. Ласковое тепло побежало по застывшим пальцам, заспешило в сильные ладони и пошло дальше. Мужчина прикрыл глаза. Теплое наслаждение бродило по жилам пушистым котенком и хотелось в этот миг думать только о светлом, радостном, добром… Последнее время хорошего было достаточно… Помчались яркие перечисления в памяти этого светлого, доброго наперегонки с блуждающим по телу теплом. Вчера друг привез ему два мешка отборного зерна для муки.. В домашней библиотеке появились новые нотные издания из раздела «Collection Litolff»: «Дуэты для 2-х скрипок» и «24 caprisen» П. Роде, а еще детская опера «Снегурочка» Абта…
  Коллекцию струнных инструментов Петра Андреевича пополнила и украсила чудо-скрипка неизвестного австрийского мастера… Странно, дата на инструменте есть – 1839 год, но почему пожелал мастер остаться неизвестным?.. Загадка!.. И вспомнилась П. А. Катуше еще одна добрая новость: жена его, Мария Яковлевна, наконец-то дала согласие на переезд в Лунинец. Да, он последнее время всерьез подумывал об этом переезде. Там построена железная дорога, и многие люди из-за работы потянулись туда, вот и его семья по весне двинется в путь!..

  Осколочек 3
  До Лунинца семья Катуши добиралась двумя дорожными повозками и своей выездной коляской. Пётр Андреевич долго устраивался с работой. Все члены семьи по-своему переносили тяготы переселения. Наконец-то определились, и нервное напряжение спало, успокоились. Получили временный домик на Залесье, в новом районе Лунинца. Здесь были сельские наделы, густо росла черная ольха, а на сухих местах, островками, – возвышался, шумел сосновый лес, который также принадлежал сельской общине.
  – Ну, Мария, – как-то вечером, ласково обняв за плечи жену, проговорил Петр Андреевич, – нам выделили земельный участок под строительство собственного дома.
  – Где же он? – встрепенулась Мария Яковлевна.
  – Здесь, на улице Лесной, где стоит наша временная избенка.
  – Здесь?! – обрадовалась жена.
  – Да, здесь!
  – Чудесно!
  – И наш земельный участок до самого леса!
  – Такой большой?! – прошептала счастливо Мария Яковлевна.
  Петр Андреевич крепко прижал к себе улыбающуюся жену, а его взору уже рисовался новый красавец-дом.

  Осколочек 4
  Наступила теплая весна 1902 года. Она разгоралась, сменяя свои чудесные мгновения. В марте подсохла земля… В апреле на солнечных припеках потянулась вверх ершистая травка, зазеленела легкая дымка на деревьях… Вскоре все стало утопать в зеленой пене… Зацвела черемуха… Послышались сладкие трели соловья в зарослях сирени…
  На станции Лунинец гудели поезда, суетился народ… В семье Катуши – точь-в-точь как на железнодорожном вокзале: крик, смех, суета. Заселяли новый, только что отстроенный дом. Все радовались переселению, просторным комнатам, парадному входу (чего не было у других соседей), с любовью расставляли мебель из красного дерева.
  – Мама, давай поставим туалетный столик в прихожей! – попросила старшая дочь Мария.
  – Нет, нет! – возражала ей сестра Анна, – он будет лучше смотреться в зале между этими двумя окнами.
  – А куда же мы тогда, Аннушка, поставим этажерку? – полюбопытствовала Мария Яковлевна. – А венские стулья?
  – Гриша! Миша! – дружно зовут сестры старших братьев. – Сюда! Посоветоваться надо.
  Но на маленький совет сбежались все остальные члены семьи: Петр Андреевич с дочерьми Александрой, Зинаидой, Ефросиньей и сыновьями Гришей и Мишей. Заспорили, каждому хотелось высказать свою точку зрения. Как всегда – в споре рождается истина. Так было и с расстановкой мебели: расставили, залюбовались. Красиво! Уютно! Теперь в этом доме всем предстояло пережить свои счастливые и грустные мгновения жизни.

  Осколочек 5
  Лунинец, раскинувшись по обе стороны железной дороги, томился в жарких лучах июльского солнца. Несмотря на жару, по улице бодро шагали две хорошенькие девушки. Они, весело болтая и заглядывая в витрины магазинов, старались обогнать одна другую и время от времени заразительно смеялись. Впрочем, больше смеялась та, что была чуточку пониже ростом и одета изысканнее, в тон своей белой шляпке – и платье, и туфли на каблучках. Девушку звали Зинаида Катуша. Ее старшая сестра Мария вела себя более сдержанно, да и выглядела… Ну, скажем, скромнее, без претензий на внимание: какая есть, такую принимайте и любите. Ее стройную фигурку подчеркивало легкое платье в мелкий горошек, а на миловидном лице цвела добрая улыбка.
  – Мария, все-таки жаль, что у нас нет волшебного посоха, – щебетала Зина. – Вот так бы ударила им об землю…
  – И что? – нетерпеливо осведомилась Мария. – Что тогда?
  – Загадала б желание!
  – Какое?
  – Ну... ну, к примеру, чтобы всегда было лето.
  – Лето? – удивилась сестра.
  – Да, лето! И как можно больше солнышка, голубого неба, цветов и… фруктов, ягод, – уточнила девушка.
  – “Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи!..” – продекламировала пушкинские строки Мария, и весело засмеялась. – Ну, ладно, волшебница, пора домой.
  – Маша, давай еще чуточку погуляем, – попросила сестру Зина.
  – Нет, нет! Домой! Мама волнуется!
  Мария взяла за руку Зину и направилась с ней к вокзалу, а там – к пешеходному мосту через железную дорогу. И вскоре сестры были уже дома.
  – Наконец-то! – с облегчением вздохнула мать. – Вас здесь давно ждут друзья.
  Девушки прошли на крыльцо внутреннего дворика, откуда слышались смех, звуки гитары.
  Мария Яковлевна любила, когда к ее детям приходила молодежь. В доме сразу становилось празднично: звучала музыка, читали стихи, устраивались концерты.
  – Хорошие у нас с Петром дети, талантливые! – думала с гордостью женщина. – И всем-то мы с мужем стремимся дать достойное образование. Вот, Григорий – инженер, Анна – художница, Александра – врач, Зинаида – замечательная музыкантша, Ефросинья – знаток иностранных языков, учительница, Мария – это наша умница… Правда, Василиса с Павликом еще маловаты, но тянутся за старшими: много читают, учатся играть на струнных инструментах. Так же свободно говорят на французском и польском языках. Василинка!.. У нее мечта – быть учительницей, как Ефросинья. А кем хочет стать Павлик?.. Ах, да – архитектором!.. Дай, Бог, чтобы сбылись их великие мечты!..
  А в это время на крылечке нежно пела гитара, тихо звучали молодые голоса. И кто-то вдохновенно читал стихи Дельвига:

Что вьешься, ласточка, к окну,
Что, вольная, поешь?
Иль ты щебечешь про весну
И с ней любовь зовешь?
Но не ко мне, – и без тебя
В певце любовь горит:
Она моя, она моя!
Мне сердце говорит.
  В этот момент Мария Яковлевна твердо поняла, что звуки гитары, веселый смех молодежи, их песни и чудесное чтение стихов, – все это всегда будет ассоциироваться для нее со словами: материнская любовь, нежность, счастье жизни.

  Осколочек 6
  Время – таинственная вещь в мире. Летит оно птицей. Поди, останови птицу в чистом небе! Не остановишь! Так же летит время и в жизни человека: не остановить детство, а юность и молодость – всегда с крыльями!..
  Прошли годы. Дети Петра Андреевича и Марии Яковлевны Катуша определились, стали уважаемыми людьми, обзавелись своими семьями, даже самый младший – Павлик – успел к этому времени достичь заветной мечты и стал архитектором, нашел свое счастье. Анна Матвеевна, его любимая Аннушка, была замечательной женой, доброй матерью, хорошей певуньей. Когда-то она обучалась в медучилище, но закончить это учебное заведение помешала Великая Отечественная война. После войны девушка встретила своего Павлика Катушу, вышла замуж и уже об восстановлении в медучилище не могло быть и речи: надо заботиться о любимом, о семье. Поэтому пошла работать в техконтору оператором на железной дороге. Анна Матвеевна любила своего мужа и безумно обожала. Еще бы, он – умница: архитектор, в то же время большой любитель музыки, музыкант-самоучка, играл на скрипке и гитаре, мандолине и балалайке, даже на цимбалах. При Дворце культуры вел детский оркестр народных инструментов, выступал во всех концертах города Лунинца и за его пределами. С друзьями, такими же музыкантами-любителями, как сам, готовил оперу Лысенко «Наталка-Полтавка» и готовился к республиканскому фестивалю самодеятельных коллективов. Первую партию на скрипке играл Павел, на домрах – Николай Новицкий и его брат Евгений, на домре-альт – Николай Кишея, на двух баянах – Евгений Гладышев и Павел Слокотович, на контрабасе – Федор Крук. Музыкальную обработку для этого состава делал Георгий Владимирович Гаевский. И вот фестиваль в Минске в 1957 году и грамота Верховного Совета БССР! Как не гордиться таким мужем?!
  Вот и сейчас, ранним летним утром, к ним с Павлом в спальню проскользнули первые лучи солнца и птицы на ветвях деревьев занялись самозабвенным исполнением своего утреннего гимна, в честь талантливого ее мужа и большого их семейного счастья. Здравствуй, новый день 1958 года!

  Осколочек 7
  Солнечный зайчик запутался в мягких складках легкой оконной занавески. От дуновения ветерка он весело перепрыгивал с одной складочки ткани на другую, а потом возвращался на место. Через распахнутое окошко спальни врывались и тихое летнее утро, и пение птиц, и трепетный шелест листвы деревьев, но проснувшуюся пятилетнюю Наташу Катуша интересовал только солнечный зайчик и его незамысловатый танец. Девочка внимательно смотрела на солнечное чудо, ожидая новых па в танце, а он почему-то исполнял только одно танцевальное движение: прыг – вперед, прыг – назад.
  – Ну, зайчик, танцуй же веселей! Прыгни вот на эту складочку занавески и повернись, – просила малышка. – Ах, какой ты упрямый!.. Видимо, тебя надо поучить танцевать.
  Наташа соскользнула с постели на прохладный пол и стала учить солнечный зайчик, как ему танцевать. От Наташиного шума проснулись старшая сестра Лена и брат Алексей.
  – Что ты делаешь? – полюбопытствовали оба, сонно еще позевывая и потягиваясь.
  – Учу танцевать солнечный зайчик.
  – Где же он?
  – А вот, прячется в оконной занавеске! – показала указательным пальчиком Наташа. – Зайчик совсем не умеет плясать, только хорошо прыгает. Когда папа проснется, я попрошу нам поиграть, чтобы зайчику было легче танцевать, а мне – его учить танцам.
  Так впервые к своим хореографическим занятиям приступила будущая лунинецкая Терпсихора и ведущий преподаватель хореографии высшей категории Наталья Павловна Катуша, а ее самым первым учеником стал солнечный попрыгунчик-зайчик.

  Осколочек 8
  Детские годы для ребенка тянутся томительно долго. Хочется быстрее стать взрослой, как мама и папа, ходить на работу, знать, что нужно сейчас или завтра, и никто тебе не скажет: «Нет, этого нельзя!.. Не трогай!.. Сиди дома!..». А с другой стороны, детство – счастливая и неповторимая пора жизни каждого человека. В чем же прелесть детства? Для Наташи Катуша счастье детства заключалось в том, что набегавшись за день по улице вволю, она сидит вечером за столом в кругу своей семьи, пьет чай, а сон накатывается волнами на глаза, но разве можно уснуть, если вдруг папа взял в руки чудо-скрипку?! То плачет скрипка, то смеется, звуки ее сладки и так приветливы! Она словно говорит с твоей душой, все понимает, рассказывает удивительные истории или… зовет в пляс. Особое удовольствие для Наташи – это видеть себя в зеркале во время танца, потому что в это мгновение рождаются воображения: то ты легкий эльф или бабочка, цветок Незабудки или добрая Принцесса…
  – Дети, пора спать! – неожиданно обрывает сказку-видение мама. Куда сказка улетела? Почему очарование исчезло? Надо придумать что-то, чтобы вернуть это волшебное мгновение.
  – Мама, хочу пить! – капризно говорит Наташа.
  – А что еще ты придумаешь?
  – Почему ты сегодня не пела? – спрашивает девочка. – Спой, пожалуйста!
  Лицо мамы озаряет лукавая улыбка:
  – Ах, лисичка-сестричка, придумала! Вспомнила о пении, чтобы не идти спать?!
  – Аннушка, спой! – тихо поддерживает просьбу дочери Павел Петрович.
  – Спой, мама! – просят и Лена с Алешей.
  – Ладно, раз просите – спою! А ты, Павлуша, подыграй мою любимую!
  Папа спешит сменить скрипку на балалайку, комната наполняется музыкой и песней. Лицо у мамы в это время такое красивое, а глаза горят, они – два глубоких омута…
  Вот оно, золото-счастье семьи Катуши: незабываемые вечера, музыка, танцы, пение, доброе общение родителей с детьми, детей с родителями. Разве может что-то иное иметь такую силу единения, как эти мгновения?!..

  Осколочек 9
  Весна – это не только птицы, солнце, зелень. Весной необыкновенно голубеет небо, а облака становятся воздушными и пышными. Они плывут в голубых небесных просторах, как лебеди, и дарят столько светлой радости Наташе, которая наблюдает, видит их.
  Как-то весенним днем, к своему удовольствию, девочка сделала открытие: за последние годы она значительно подросла и стала не только ученицей средней школы №3 города Лунинца, но и музыкальной. Правда, с поступлением в музыкальную хлопот прибавилось: где дополнительно позаниматься? Все проблемы решил отец и стал водить ее к Яновским (у них такое звучное пианино!). Занятия музыкой несли приятную усталость, наполняли ее душевный мир высокими чувствами и мечтами о скором будущем, где они с отцом объединятся в замечательный дуэт: фортепиано и скрипка, и будут дарить слушателям такиеконцерты!.. Но приезд в Лунинец Александра Иосифовича Короткина(артиста цирка), в корне изменил желания и мечты девочки. После серьезной травмы позвоночника он поселился в Наташином городке, чтобы создать при Доме пионеров кружок народного танца. Танцевать девочка любила, поэтому очень скоро стала активным участником этого кружка. Она была одаренным ребенком и быстро привлекла внимание Александра Иосифовича, а уже потом навсегда «заболела» танцами, особенно, когда прочла книгу «История одной девочки» о Галине Улановой. С именем этой балерины связана вся история советского балета. Наташа часто перелистывала полюбившуюся книгу и рассматривала внимательно графические рисунки в ней.
  – Какое изящество! – восхищалась девочка ножками балерины. – Как тянет она носочки в своем легком полете танца! Как умеет парить на сцене! Сколько пластики! А какой взгляд: скромный, кроткий! Кого же она здесь играет? Жизель?! А вот Джульетта! Глаза опущены стыдливо… Какая самоуглубленность! Кого напоминает мне Галина Уланова?.. Мадонну?...
  Позже, читая уже в 80-х годах книгу Б. Львова-Анохина «Галина Уланова» Наталья Павловна Катуша найдет подтверждение своим детским предположениям, относительно «Мадонны»: «…сценический образ и облик Улановой часто сравнивали с мадоннами итальянского Возрождения, с творениями Боттичелли и Рафаэля».

  Осколочек 10
  1969 год… Лето…
  Вечерело. Сидеть дома не было сил. Наташа вышла во двор. Ноги понесли ее к заветному месту, к Зеленому валу. Внутренняя тяжесть сковывала и давила. Думать ни о чем не хотелось. Над головой низко пролетела какая-то птица. Интуитивно девушка посмотрела ей вслед и ахнула: какое небо! Солнце успело закатиться за дальний лес. Облака горели теплыми, насыщенными красками. Создавалась иллюзия, что луг, который она видела с вала, далекие деревья уходили в заоблачные дали, и она, Наташа, при небольшом усилии взойдет на небеса. Это было так доступно, реально, что девушка почувствовала искру бодрости, сбежала с кручи и зашагала навстречу открывшемуся простору. Наташа торопилась. Ей уже казалось, что небо, теплые облака тихо окутывают ее, поглощают, увлекают в огромное пространство, и она уже идет по этим угасающим пластам неба. Вот он, божественный, дивный, таинственный мир! Скорее туда! Скорее, пока не погас последний солнечный отблеск в бездонном небе…
  – Господи! Что со мной?! – остановилась Наташа. – Глупышка, разве вот так легко и просто взойти на небеса?! – девушка тяжело опустилась на луговую траву, обхватила руками колени и… заплакала. Слезы смывали разочарование, горечь, боль, что восхождение не сос-тоялось, что прошел год, как умер отец, что не исполнилась заветная мечта – поступить в Ленинградское хореографическое училище, которое когда-то закончила горячо ею любимая Галина Уланова, что Ленинград – это теперь только город ее мечты…
  Небо догорало. Вспыхнули одна за другой звезды. На луг упала ночная прохлада. Наташа легла на душистую траву. Перед ней распахнулась Вселенная.
  – Что же там? Что? – думала девушка. – Удивительная вещь: только что небо было теплым, родным, желанным, а прошло полчаса, и оно другое: далекое, холодное, чужое!…
  Чем больше Наташа всматривалась в звездное небо, тем сильнее сливалась с душистым лугом, родной землей и… Вселенной. Появилось ощущение, что она очень маленькое, но обязательное звено всего этого мироздания. И вдруг радостно застучало сердце от мысли – все хорошее впереди! Ведь Наташа только что поступила в Гродненское культпросветучилище, теперь она студентка и будет учиться танцам! Сбылась ее девчоночья мечта и тяга к прекрасному: она научится порхать по сцене и тянуть носочки, как Галина Уланова…

  Осколочек 11
  Наташа!.. Наташенька Катуша!.. Как бежит твое время! Ты уже давно из светлокосой девочки с бантиками превратилась в очаровательную барышню. Наконец-то в тебе восторжествовали таланты, подаренные предками в виде зерен-генов, и тебя заметили педагоги училища, а больше всех – Евгения Фоминишна Рассудовская – преподаватель хореографии, в будущем заслуженный учитель РБ, старейший педагог колледжа искусств. Она часто советовала:
  – Девочка моя, не останавливайся на достигнутом. Иди вперед! Учись дальше!
  И вот, Наташу, как лучшую студентку, оставляют работать в родном училище.
  – Я – педагог! – в волнении повторяла девушка. – Знаю, работа будет окрылять и… смущать. Ведь до этого я была просто Наташа, а теперь – Наталья Павловна!.. Непривычно!... Как страшно и ответственно!.. С чего начинать, ведь учениками станут мои ровесники?.. Возьму в помощники строгость и дисциплину! – размышляла в ночной тишине перед своим первым уроком юная учительница, и обещала мысленно Евгении Фоминичне, что немного поработает, приобретет опыт, а там пойдет дальше учиться.
  Теперь у Наташи, Натальи Павловны, своя группа учеников. Ее первая группа, которую она никогда не забудет: 11 мальчиков и 17 девочек, из которых через 3 года получится сильный выпуск, а многие пойдут учиться дальше. Отличные ребята!
  – Наташенька, из тебя вышел хороший педагог! – убеждала позже Евгения Фоминична девушку.
  – Но я хочу сама танцевать на сцене, а не учить!
  – Твое призвание не сцена, а стезя более ответственная и благодарная – быть наставником для таких же одержимых, упрямых и одаренных, как сама ты.

   Осколочек 12
  Экзамены – волнения, но это еще и надежды. Они сбываются и не сбываются. У Наташи – сбылись.
  Экзамены в Ленинградский институт культуры она сдала ярко, просто. Впереди 4 года учебы на отделении хореографии.
  Ленинград!.. Красивейший город мира. Это своеобразная Венеция (так много здесь речушек и каналов).
  Эрмитаж, Невский проспект, Летний сад, Казанский собор… Об одном Казанском соборе можно говорить часами, начиная с того, что он на Невском возникает неожиданно, если минуешь Пассаж и Гостинный Двор… Взлетает собор ввысь сразу, с легким куполом и торжественным полукружием колонн, смыкающихся у портала…
  Наташа любила этот царственный город и рвалась в него всей душой. Теперь она будет здесь учиться, и познает все «Петербургские тайны» тихих закоулочков, о которых она раньше не знала. Только бы было время!..
  Учеба девушке давалась легко, но необходимо не только учиться, а обеспечить себя пищей и одеждой. Вечерами бежала на репетиции танцевального ансамбля в институт авиационного приборостроения, где была хореографом, а ночами трудилась на хлебозаводе. В праздничные дни шла отработать дополнительно смену – оплата двойная. Были иногда такие дни, что казалось это все, упадет, но физическая усталость у молодых проходит быстро, и вновь душа поет, хочется жить, смеяться, любить…

  Осколочек 13
  В жизни каждого человека что-то начинается и обязательно кончается. При этом бушуют удивительные чувства: и радость, и тихая грусть, и неудержимые мечты, и светлые надежды! Вот и у Наташи с приходом лета закончилась учеба. Получен диплом хореографа. В душе поселилось две мелодии: мелодия грусти – расставание с друзьями, институтом, любимым Ленинградом, и мелодия счастья – все трудности в прошлом, цель жизни достигнута. По распределению – северо-западный район России, но неожиданно пришла белорусская заявка из Березовки. Наташа прыгала от радости, что судьба не разлучила ее с родной Белоруссией, и у нее теперь есть возможность вернуться на родину. Ровно год девушка работала в Березовском Доме культуры хореографом, но в г. Гродно звали друзья, коллеги, и Наташа вернулась на прежнее место. Замелькали года… Работа, ученики, улыбки, признание, творческие полеты души, цветы…

  Осколочек 14
  2003 год. Торжествует февраль за окном. Он то морозен, то со снежной заметью, то вдруг притихнет и расцветет зимним солнышком. С наступлением февраля, люди приглядываются к природе, нет ли хоть маленьких признаков приближения весны? Но их еще нет! И метет, метет февраль колкой поземкой, грозит холодом, не отпускает душу, студит.
  А в эти дни в Гродненском колледже искусств удивительно тепло, уютно, радостно. Здесь готовится романтический, незабываемый бал для Натальи Павловны Парахневич (Катуша). Такое торжество нашей лунинчанке решили подарить ее коллеги по работе, друзья, ученики. Поводом дать бал в честь уважаемого педагога послужили две знаменательные даты – тридцатилетие ее творческой деятельности и пятидесятилетний юбилей.
  И вот в празднично убранном зале колледжа звучит музыка, в центре всеобщего внимания – Наталья Павловна. Она стоит вся в цветах на шумной сцене, радостно улыбается собравшимся и думает: «Счастье мое состоялось! Оно здесь, в этих людях, а еще в стремлении упорно трудиться!» А трудилась Наташа много! Была балетмейстером, педагогом-репетитором, танцовщицей в Гродненских ансамблях песни и танца «Нёман», «Ранiца» Дворца культуры текстильщиков, «Прялица» Дворца культуры прядильно-ниточного комбината, «Венок» Дворца культуры химиков, «Гуды» Гродненского управления культуры.
  Еще много сил, энергии, творческих полетов требовали от нее гастроли. К ним Наталья Павловна готовилась также тщательно, ответственно и серьезно, как к любому делу, которое ей приходилось делать. Поездки волновали, утомляли и в тоже время очень радовали, так как в них всегда был виден результат упорного труда, а еще присутствие новизны, душевного обновления. Гастролировала в Беларуси, Польше, Германии, Греции, Бельгии, России, Литве.
  Всегда в работе Натальи Павловны росло мастерство, появлялся опыт. С годами, пробуя силы в разных хореографических формах и жанрах, она приобрела все больший вкус к творчеству. Ничто новое, только что родившееся в хореографии, не ускользало от ее внимания, а потом с любовью воплощалась в танце. Ох, неугомонный она человек! Все так называли и называют Наталью Павловну, даже сын, а она иначе не может, не умеет, и в минуты откровения смеется и говорит: «Если не танцую, не пою, то в душе все равно звучит музыка и я хотя бы мысленно, но танцую. В пластике, в гармонии движения – мои жизненные силы, которые помогают творить, создавать красоту, чтобы радовать людей».
  А музыка звучит!.. Наталья Павловна под аплодисменты спускается со сцены и занимает почетное место в зрительном зале. Каждому присутствующему сегодня на балу хочется что-то сказать сокровенное юбиляру, выразить свои чувства. Мыслящим, заботливым, требовательным педагогам назвал ее директор колледжа В. М. Сергейчик. Второй мамой – ученики. Звездочкой – первый педагог Наташи по хореографии, заслуженный учитель РБ Евгения Фоминична Рассудовская.
  А вот и концертная программа… Сейчас на сцене танцуют ученики Натальи Павловны. Она любуется ими. Ее ученики!.. Как много их было за этих долгих 30 лет! Наталья Павловна помнит каждого!
  – Сегодня во всех ведущих танцевальных коллективах Гродненщины, республики, даже Польши танцуют мои ученики, – с гордостью подумала Н. П. Парахневич. – Многие, окончив колледж, продолжают учебу по специальности в высших учебных заведениях республики, а несколько лет назад выпускники моей группы практически всем составом успешно прошли испытания в университет культуры и теперь все вместе учатся там на отделении хореографии...
  И вдруг вспомнилась Наталье Павловне записная книжечка тети Василисы. (Тетя умерла в 1991 г.) Блокнотик маленький, в коричневом дерматиновом переплете, но какой он бесценный! В нем записаны мудрые мысли великих людей мира сего. Вспомнились из неё слова Максима Горького: «Любовь к людям – это и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего». Да, сегодня она поднята друзьями, коллегами, учениками очень высоко на крыльях не только своей любви к ним, но и на крыльях их любви к Наталье Павловне…
  А музыка звучит!.. Бал продолжается!.. На сцене ученики Натальи Павловны Парахневич (Катуша).


От автора.
  Н. П. Парахневич работает сейчас ведущим преподавателем хореографии высшей категории в Гродненском Государственном колледже искусств имени Тетки (А. Пашкевич) и является заместителем заведующего отделением хореографии. Кроме этого – она балетмейстер, руководитель танцевальной группы ансамбля песни и танца «Нива» сельскохозяйственного комплекса «Прогресс» и ансамбля песни и танца «Маладосць» Государственного колледжа легкой промышленности города Гродно.
  Многие ее ученики работают в ведущих профессиональных коллективах республики:
  – Государственный ансамбль танца РБ (Минск);
  – Государственный ансамбль танца «Хорошки» (Минск);
  – Государственный ансамбль песни и танца «Белые Росы» (Гродно).
  Есть ученики Натальи Павловны и за границей: в Германии, Польше, Франции, Италии.
  За высокий профессионализм и выдающиеся достижения в педагогической деятельности Н. П. Парахневич в разные годы была награждена Почетным знаком Министерства культуры, многочисленными грамотами. Она – отличник образования и обладатель Президентской стипендии. Но для Натальи Павловны главная награда не только эти грамоты, любовь учеников и уважение коллег, а еще в рождении талантов из зерен-генов предков в любимой племяннице Оленьке Катуша (в замужестве Белоус) и ее 2-х летней доченьке Анечке. Им и посвящается авторское послесловие в мини-повести.


Послесловие
  Вы верите в чудеса? Оказывается, они есть на белом свете.
  1991 год. Оля Катуша после окончания школы приехала из Лунинца в Гродно, чтобы попытать свое счастье – поступить в Гродненское музыкальное училище. Тетя Наташа (Н.П. Парахневич) привела робеющую девушку на прослушивание к Виктору Николаевичу Гильдюку – лучшему музыканту-педагогу города, который был председателем цикловой комиссии струнно-смычковых инструментов. Прослушав Ольгу, он взял ее к себе в класс. Так она стала студенткой музыкального училища и была счастлива, что ее педагог – сам Гильдюк В.Н.
  Наталья Павловна поучала племянницу:
  – Знай, Олюшка, чтобы добиться чего-то в жизни – надо много трудиться!
  И девушка трудилась часами. Вставала в пять утра, чтобы приехать в училище, занять класс и с 6 до 8 позаниматься на скрипке. И пела в руках Оли скрипка, та – особенная, прадеда Петра Андреевича, которую приобрел он для свой коллекции струнных инструментов в далекую зиму 1899-го. Правда, отец Ольги, Алексей Павлович, возил ее как-то в Минск к скрипичному мастеру Хазанову на реставрацию. Когда мастер увидел старинную скрипку, попытался купить ее у Алексея Павловича, но разве мог тот продать дорогую реликвию семьи?!
  С Олей в училище занималась девушка из Гродно – Ирина Костюкевич. В 1993 году она с родителями ездила в Минск и купила у скрипичного мастера Хазанова скрипку. И каково было удивление девушек, Ольги и Ирины, когда они обнаружили, что их скрипки – сестры, которые изготовил один и тот же неизвестный австрийский мастер, только скрипка Ольги «младше» скрипки Ирины на 6 лет. Так через 150 лет встретились сестры-скрипки в г. Гродно. Вот оно удивительное чудо, которое может случиться там, где его совсем не ждешь.
  Ольга Белоус (Катуша) сейчас студентка Гродненского государственного университета им. Я. Купала. У нее с мужем, Белоус Эдуардом Владимировичем (тоже скрипачом) подрастает чудесная доченька Анечка, которая унаследовала тягу к музыке. Ей всего 2 годика, но у малышки есть крошечная, настоящая скрипка, на которой она уже учится играть, а ее любимые игрушки – первые слушатели скрипичных концертов.
  Время не подвластно над талантами, они передаются в семье Катуши из поколения в поколение. Да будут! Да возрастут таланты из зерен-генов! Да осуществятся!

На верх старонкі


П. А. Катуша
Прадед
Пётр Андреевич Катуша

М. Я. Катуша
Прабабушка
Мария Яковлевна Катуша

Василиса Петровна
Василиса Петровна. 1933 г.

Григорий и Анна
Григорий Петрович и Анна Петровна. 1916г.

Зинаида Петровна
Зинаида Петровна

Мария Петровна
Мария Петровна. 1917 г.

Павел Петрович и Наталья
Павел Петрович и Наталья

Александра Петровна
Александра Петровна

Анна Матвеевна с детьми
Анна Матвеевна с детьми (Наташа, Алексей и Лена)

Н. П. Парахневич на уроке
Наталья Павловна Парахневич (Катуша) на уроке

На гастролях
На гастролях в Бельгии. 1994 г.

Справа — Ольга Катуша
Старинные скрипки.
Гродно, музучилище, 1995 г. Справа — Ольга Катуша

Анечка Белоуc
Анечка Белоуc — музыка в генах...