Лунінецкія краявіды
Фота Леаніда Сайко.

Станцыя
Чыгуначная станцыя

Помнік
Помнік ля будынку дэпо

Царква
Лунінецкая Свята-Крыжаўздвіжанская царква

Калінковіч
Помнік гісторыку і пісьменніку Міколе Калінковічу

Лунінец
Погляд на вуліцу Чырвоную

Царква
Царква Хрысціян Веры Евангельскай

Лунінецкі раённы краязнаўчы музей

Лунінецкі сшытак № 1

Матэрыялы першых Лунінецкіх краязнаўчых чытанняў 25 лістапада 2001 г.

Исторические ландшафты Лунинца в своем развитии

Вадим Жилко, историк, научный сотрудник Лунинецкого районного музея

Лунинец, ныне райцентр Брестской области, впервые упоминается в исторических источниках в 1449 году. Переходя от одного владельца к другому, в 20-х годах XVII века деревня была передана основанному в Дятловичах мужскому православному монастырю, в ведении которого находилась до середины XIX века, когда практически одновременно монастырь был закрыт, а крестьяне попали в разряд «казенных». К 80-м годам XIX века село Лунинец насчитывало менее сотни домов, местность характеризовалась как «глухая». На современном плане Лунинца тогдашнее село локализуется в районе улицы Гагарина, близ Крестовоздвиженской церкви.

В 1884-86 годах в связи со строительством Полесских железных дорог примерно в километре от села возник крупный железнодорожный узел. Постепенно произошло слияние станционного посёлка и села (статус города Лунинец получил значительно позже, в 1921 году). Одновременно с ростом станции, на рубеже веков возникли новые районы Лунинца - Залесье (на месте крестьянских наделов и поросших кустарником заболоченных участков, где было проведено осушение - мелиоративные каналы функционируют до нашего времени) и Бохоново (на песчаной возвышенности севернее Залесья). Однако в первую очередь элементы ландшафтной архитектуры были применены к району непосредственно железнодорожной станции. Значительный материал об этом собрал краевед Лев Колосов. Он отмечает, что одновременно со строительством станции был возведен большой одноэтажный вокзал. На перроне и с противоположной стороны для украшения были высажены ели и можжевельник в кадках. На привокзальной площади был разбит небольшой сквер. В 30-е годы он реконструировался польскими властями, здесь были высажены деревья, в том числе серебристые ели и шелковицы, установлен бюст Пилсудского. Имеющиеся фотографии 30-х годов дают представление об этом сквере. Можно отметить также, что находившиеся близ вокзала, преимущественно в подвалах зданий, магазинчики и закусочные широко использовали узорные ограды и другие элементы художественной ковки. После войны сквер близ вокзала был возрожден, но изменил свой облик.

Ещё большей популярностью пользовался железнодорожный сад (в 20-30-е годы именовавшийся горожанами «сад колеёвы»), который был разбит в конце XIX века к северу от вокзала и имел вход со стороны перрона. По данным Л.Колосова, поскольку земля здесь была заболочена, участок засыпали песком, а затем — шлаком из паровозных топок. Впрочем, элементы ранее существовавшего ландшафта также сохранялись — в одной из частей сада ещё в 20-е годы XX века было небольщое озеро (позже на этом месте был установлен фонтан), был и небольшой заболоченный участок (ныне там теннисный корт). Были высажены тополя и другие деревья, проложены тропки (позже, в 20-30-е годы, они разделялись «живыми изгородями» из кустарников), установлены газовые лампы. На территории сада располагались железнодорожный клуб (разрушенный только в 70-х годах XX века), сцена с «раковиной» для духового оркестра железнодорожников. Здесь устраивались гуляния, ставились концерты и водевили, гастролировали приезжие труппы, работали для лунинчан торговые точки по продаже прохладительных напитков и т.п., а в 20-30-е годы в клубе был открыт и кинотеатр «Огниско». Сад был излюбленным местом отдыха горожан. Был он нешироким и занимал территорию от православного кладбища (существовавшего и в то время) до района построенной в 1939 году польской казармы (ныне здание суда и центра занятости). Если в первую мировую войну сад почти не пострадал (здесь одно время располагалась полевая хлебопекарня русской армии), то во вторую мировую войну, как и для всей исторической части города, последствия были гораздо более разрушительными, т.к. станция и город подвергались в 1944 году массированным налётам советской авиации. Остатки сада после освобождения Лунинца были уничтожены располагавшейся здесь артиллерийской частью. Ныне большую часть территории бывшего сада занимает городской стадион, а западнее его, на месте ранее стоявших домов (ныне — улица Советская) после войны был разбит небольшой сквер с братскими могилами погибших воинов.

Лунинец 20-30-х годов — преимущественно одноэтажный и деревянный, каменные и 2-этажные дома были редкими. Серия открыток фотографа А. Высоцкого, другие фотоснимки и воспоминания очевидцев позволяют говорить, что он отличался высокой степенью озеленения, буквально «утопал в зелени» (эта тенденция прослеживается до реконструкции исторической части города в 60-70-х годах). В 20-30-е годы было проведено мощение основных улиц привозным круглым булыжником (т.н. «польски брук»), изготавливаемыми на месте тротуарными плитами и бетонными 6-гранными плитами с гранитными добавками («призмами», «костками», «трелинками»). В конце 30-х годов работала комиссия магистрата по благоутсройству, реконструкции и архитектурному облику города, которой был разработан план сноса некоторых домов, расширения улиц и т.п. Планам помешала война. Наибольшее представление об исторической части города дают сохранившиеся дома в самом начале улицы Гагарина с поворотом на улицу Фрунзе и ряд магазинов по улице Привокзальной, хотя и здесь порой встречаются более современные вкрапления. Из других сохранившихся довоенных зданий наибольший интерес представляют православная Крестовоздвиженская церковь (1912-21) — памятник архитектуры, костёл святого Иосифа (1931), казарма (1939), нынешний музей (1929), некоторые из относящихся к железнодорожной станции зданий. Вокзал был разрушен в 1944 году, на том же месте в конце 50-х годов построен новый. В 50-е годы в Лунинце была заложена и новая площадь — Ленина, со сквером на ней.

Обретение Лунинцем современного облика связано со строительством в начале 70-х годов заводов — «Полесьеэлектромаш» (градообразующего предприятия) и ремонтно-механического. Тогда на северо-западной окраине Лунинца началось строительство крупного современного микрорайона, изменения затронули и другие районы города. В конце 90-х годов, в связи с 550-летием города, проектной мастерской «Брестреставрацияпроект» был разработан проект реконструкции Привокзальной площади (со сквером) и прилегающих улиц, а также центральной площади Ленина (со сквером). Реконструкция ведётся на протяжении уже нескольких лет: в целом внешний облик этой части города улучшается и в некотором отношении стал напоминать довоенный, но с другой стороны, массово применяется бетонная плитка, ставшая «стандартом» для большинства городов Беларуси и снижающая «индивидуальность» Лунинца. Что касается элементов природного ландшафта, то предусмотрено устройство городского парка (с элементами дендропарка) на северо-западе города, близ строящегося Дворца культуры, сохранение и развитие лесопарковой зоны к северо-востоку от города (от района Бохоново до существующего за городом лицея), а также реконструкция существующих в старой части города скверов.

Использованные источники и литература:
Памяць. Лунінецкі раён. Гісторыка-дакументальная хроніка. Мн., Беларусь, 1995 год
Колосов Л. Дороги, дороги… — Лунінецкія навіны, 2.02.99.
Жылко В. Ля вакзала. — Лунінецкія навіны, 28.01.95.
Захарава Г. У садзе «каляёвым». — Лунінецкія навіны, 17.11.94.

На верх старонкі


вокзал
Лунинецкий вокзал, 1930-е годы.

площадь
Привокзальная площадь.
1930-е годы.

Магазины
Магазины по ул. Привокзальной. Фото Л. Сайко.

Выканкам.
Лунінецкі райвыканкам

вакзал
Чыгуначны вакзал, выгляд з боку гораду