Интернат ты наш, интернатушка...

Учился в хорошей школе и у хороших учителей

В Лунинецкую школу-интернат я был определён в 1980 году, когда меня и моего, на год старшего, брата Юрия туда привезла в конце августа наша мама. Для нее это была большая помощь, так как воспитывала одна четверых детей. Я пошел в первый класс, а брат — во второй. Для нас, конечно же, это было психологически очень тяжело: уезжать из семьи от мамы, дома остались младшие брат и сестра, мама и бабушка. Мы не понимали, почему нас сюда отправили, где все подчинено режиму и дисциплине. Поэтому брат после двух лет учебы отказался ехать в школу, а я остался.

Воспоминания о тех годах противоречивые, так как бывало всякое: и хорошее и плохое, но лишь спустя годы понял, что этот путь я прошел не зря и нисколько об этом не жалею. В своей поселковой школе я вряд ли получил бы тот запас знаний, воспитание своего характера, кругозора и других качеств по сравнению со школой-интернатом, где, думаю, на тот момент были созданы все условия для развития воспитанников. Ребенком я был способным и не конфликтным, учился хорошо и в дальнейшем получил возможность побывать в республиканском лагере «Зубрёнок» и во Всесоюзном лагере «Орлёнок», принимал участие во многих школьных мероприятиях, был председателем совета отряда, дружины, председателем ученического комитета школы.

В школе работали различные секции, кружки, факультативы и порой жизнь была настолько насыщенной и интересной, что о доме вспоминал только после отбоя. Поначалу воспитателям приходилось заставлять посещать кружки и секции, а со временем мы и сами с удовольствием занимались.

Помню, как не хотелось во втором классе ходить на танцевальный кружок к Наталье Ивановне, а через какое-то время мы уже выступали на городской сцене.

Завораживающим и таинственным можно было назвать кружок юного фотографа, которым руководил Иван Алексеевич, где была возможность самим производить съёмку фотоаппаратом и самим же печатать фотографии.

Работа на приусадебном участке и в теплице под руководством Ларисы Константиновны научила нас работать на земле и ухаживать за растениями, и каждую весну наша школа на майские праздники шла в город на парад с живыми цветами из школьной теплицы.

Занятия в секции легкой атлетики у Василия Петровича закаляли нас, и на уровне городских школ мы выглядели достойно. Посещал так же и предметные факультативы: по математике Екатерины Федоровны, истории — Галины Степановны, которые, конечно же, не прошли даром.

Всех своих учителей и воспитателей я хорошо помню и вспоминаю с теплотой и благодарностью: это и первая учительница Светлана Борисовна, воспитатели Валентина Павловна и Ирина Макаровна. Со 2-го класса к нам пришла воспитателем и вела нас по восьмой класс Лариса Константиновна, которая, я так считаю, и повлияла на уровень нашей воспитанности и культуры. Часто вспоминаю походы на природу, костер, печеную картошку. Сколько всего было, что нам вместе пришлось сделать и пережить, перечислить сложно.

В средних классах и до выпуска вторым воспитателем у нас был Михаил Степанович, человек строгий, жесткий и справедливый. Теперь я сам понимаю, что так и в семье, с одной стороны — авторитет, дисциплина отца, а с другой — мягкость и покладистость мамы. Что-то подобное происходило и с нами, а так как дети в основном были не простые, по-другому было нельзя. Директор школы Виктор Алексеевич был абсолютным авторитетом, и мне понятно, насколько сложно было руководить работой школы-интерната и всего хозяйства, порой мог по отцовски наклонить и шлепнуть по-мягкому месту, особенно за курение, но на это никто не обижался. Всегда очень интересно проходили уроки Павла Герасимовича, человека развитого во всем и знающего все. Его очень легко, как и Ивана Алексеевича, можно было отвлечь от темы урока, чтобы он рассказал что-нибудь интересное. С теплотой вспоминаю Екатерину Федоровну, Галину Степановну, Татьяну Владимировну, Владимира Прокофьевича, Татьяну Степановну, Ольгу Николаевну и многих других.

Свой класс помню всех поименно и считаю, что был сильным, успевающим, управляемым, и учителям и воспитателям с нами было не трудно. За годы жизни все друг друга хорошо узнали, и вместе нам было интересно, порой, после каникул, поскорее тянуло в школу. Между собой отношения в основном были хорошие, помогали друг другу, поддерживали, выручали. Конечно же, микроклимат, самоподготовка, успеваемость, отношения и воспитание — это результаты правильной работы воспитателей. Часто вспоминаю всех тех, с кем прошли эти годы: Дима Кузьменков, Сергей Кузьмич, Акульчик Олег, Ковальчик Сергей, Войтеховский Юра, Дмитриев Юра, Курилович Андрей, Юра Самусевич, Лазарев Саша, Галя Наплехо, Морозова Нина, Иванович Наташа, Макоед Таня, Карцева Катя, Есина Лена, Пискунова Нина, Ермакович Наташа и всех тех, кто учился в Лунинецкой школе-интернате с 1980 по 1988 гг.

В заключение хочу сказать: мне очень жаль, что на тот момент в школе-интернате уже не было 9-10 класса, думаю, продолжили бы учебу большинство воспитанников, и поступать куда-то выше было бы намного легче. Мне довелось учиться в хорошей школе и у хороших учителей.

С уважением ко всем учителям, воспитателям и одноклассникам — бывший воспитанник, выпускник 8 класса Лунинецкой школы-интерната 1988 года Занько Сергей.

P.S. После окончания Мальковичской СШ окончил Пинский гидромелиоративный техникум в 1994 году. Заочно — машиностроительный факультет БНТУ в г. Минске, в настоящее время работает экономистом в отделе статистики Лунинецкого района. (И.А.)