Черноокая А.П.

Интернат ты наш, интернатушка...

Я счастлива, что работала в интернате…

Август 1980 года. Тёплый солнечный день. Поют птицы, стрекочут кузнечики, порхают бабочки над высокой травой, покрывшей территорию всего двора школы-интерната. Не видно ни одной тропинки, протоптанной весной. И среди этой травы стоит с косой в руках приятной внешности, красивый мужчина. А мне нужен был директор или завуч. Прошла по зданию — никого! Выхожу во двор и вижу Виктора Алексеевича, спрашиваю: — Где бы увидеть начальство?.. А он отвечает: — Я.

Я пошутила, что начальство обычно с ручкой, а не с косой. Вот такой он был, Виктор Алексеевич Фёдоров, мог делать любую работу, часто как завуч, позднее — директор посещал мои уроки обслуживающего труда. Девочки любили его приглашать на обед, спрашивая, хорошо ли они приготовили, радуясь при этом, что они уже чему-то научились. А учились они готовить и консервировать, а зимой — шить, вязать и вышивать. А чтобы класс был дружный, дисциплинированный, послушный и чтобы учились и мальчики и девочки хорошо, и чтобы мальчики не обижали девочек, мы придумали следующее: на каждого мальчика составили юмористическую характеристику. Этот классный час удался. Девочки постарались на славу, дали мальчикам чудесные характеристики, а было это в 7-м классе, весной 1980 года. Мальчики и смеялись, и краснели. Но класс стал с тех пор гораздо дружнее, улучшилось поведение, но самое главное, мальчики стали лучше вести себя по отношению к девочкам, стали вежливее.

Закончился учебный год. И вот однажды в самом начале июня отправили меня и Надежду Александровну Тарабарову с воспитанниками 9 класса на Припять. До нашего пребывания там уже один класс был и стояли палатки. Нам надо было выгружать продукты с машины, распределить детей и начать готовить пищу. Мне не с кем было оставить свою 10-летнюю дочь, я всегда её брала с собой. Пока шла разгрузка, она сумела с ногами залезть в потухший костёр и обжечь себе ноги. Девочки посадили её на стол и посыпали обожженные места солью. Ни лекарств, ни аптечки пока ещё не было. Я взяла её и поставила по колени в реку, наказав не выходить до моего прихода. Так она простояла около 40 минут, но волдыри исчезли. Поужинав, все разошлись по своим палаткам. А ночью разразилась буря. Снесло 2 палатки в Припять. Одна, где были продукты, вторая, где были 4 мальчика. Ночь, темно, что делать?.. А были только воспитатели и учителя — женщины. Старшие мальчики достали палатки из воды, а устанавливать темно. Продукты накрыли, а где разместить мальчиков?.. Попросили девочек одеться и придти к нам, и так с шутками, песнями и анекдотами скоротали ночь. Утром поставили палатку и отдыхали дальше без приключений.

Летом 1981 года у нас была поездка в город-герой Минск. Ночлег предоставила одна из минских школ. Сопровождающими были Владимир Прокофьевич Тупеко, Софья Ивановна Казимирова и я. Пока я отвезла своих детей к сестре и вернулась назад, пропал мой Вася Бирюк. Сам он родом с хуторов на берегу Припяти, в большой город попал впервые. Сразу после приезда в Минск мы раздали каждому воспитаннику бумажки с адресом нашего проживания. Настал вечер, начало темнеть, а Васи не было. Мы попытались искать его вблизи школы, но безуспешно. Перед отбоем его привели нам жители города. Подобных приключений хватало, но это нас не возмущало; анализировали, рассуждали, старались из всех приключений найти выход из положения.

Поездки на летних каникулах у нас были постоянно. Очередная моя поездка с 9 девочками и 4 мальчиками была в Москву. Со мной была коллега Софья Ивановна Казимирова. Жили, как и в Минске, в одной из московских школ, питались в столовых. В один из дней решили посетить мавзолей. Жили мы далеко от центра Москвы, поэтому решили провести ночь в саду прямо у Кремля. Пришли вечером около 23-00 к Кремлю, нашли скамейки, расселись и начали рассказывать обо всём на свете. Так прошло время до полуночи, а затем и задремали. А к 9-00 утра заняли очередь. Уставшие, но довольные посетили мавзолей. Потом вернулись в школу отдыхать, оставшись без завтрака. По Москве ходили в основном пешком. Никогда не слышала, чтобы дети ворчали или жаловались на какие-то невзгоды. Экскурсовода не было, дети сами с нами ходили по интересным местам Москвы. Моя малая дочь была также вместе с интернатскими детьми и тоже не жаловалась. Она и теперь часто вспоминает эту поездку. Наши воспитанники увидели впервые такой большой и красивый город со многими его достопримечательностями. Иногда при встрече говорят, что они так и не попали больше в город Москву за всю жизнь. Вот как бывает…

Вспоминая годы работы в школе-интернате, думаю, сколько же мы с детьми прошагали пешком по нашей Лунинетчине? Был пеший поход Лунинец — Кожан-Городок — Синкевичи — Микашевичи. С собой нужно было брать и спальные принадлежности, и одеяла, и пищу. С огромными рюкзаками шли по маршруту. В Кожан-Городке ночевали в старой школе, недалеко от старинной деревянной церкви, окружённой вековыми деревьями. И вот ночью кто-то услышал какой-то плач, все проснулись. Оказалось, что в кронах деревьев жили совы, которые и издавали звуки, подобные на плач. Дети успокоились и уснули. До Лахвы шли пешком. От Лахвы упросили проводника подвезти нас дизелем до Синкевич. В Синкевичи прибыли после страшной грозы, тогда же у них загорелась церковь. От станции пришлось ещё километра 3–4 идти до школы. Дорогу хорошо знала Евгения Иосифовна Шавёлкина. Дотемна добрались, попадали уставшие и уснули. Утром все встали как ни в чём не бывало, умылись, позавтракали и были готовы идти дальше. Но идти надо было ещё до Микашевич, это не малый кусок пути. Вот здесь то мы «схимичили». Назад нас должна была забрать наша интернатская машина в лесу между Синкевичами и Микашевичами. К этому месту в лесу мы пришли и провели здесь чудесно целые сутки. Готовили пищу на костре, проводили всевозможные подвижные игры. В сосновом лесу был чистый воздух, а ещё после грозы, насыщенный озоном, дышалось легко. Правда, в интернате мы и не рассказывали, где шли, где ехали. А теперь пришло время, что пару автобусных остановок пройти трудно?.. А тогда сколько мы ходили!..Теперь становимся тепличными. Разучились (переносить) переживать трудности, помогать друг другу. Стали какими-то заносчивыми, гордыми. Материально стали жить лучше, а духовно?.. Что же будет дальше?.. Наших детей и внуков увлёк интернет, заменил им истинные походы и экскурсии виртуальными. Сидя в качающемся кресле, всё получаем: пищу, встречи, беседы, знания, концерты; знакомство с другими странами. Думаю, что это не лучший вариант для всестороннего развития личности. Интернет должен лишь быть помощником во всех делах человеческих, в этом его главное назначение! Я счастлива, что 10 лет работала со всеми своими прекрасными коллегами и воспитанниками в Лунинецкой школе-интернате!

Остаётся всем им ныне живущим пожелать здоровья, добра и счастья!

С уважением Анна Платоновна Черноокая, учительница иностранного языка и обслуживающего труда Лунинецкой школы-интерната.