Веренич
Веренич В.Ст.

Интернат ты наш, интернатушка...

Любовь и заботу отдавали детям

Начинала работать в Столинском районе в д. Осовая. В 1964 году переехала по месту работы мужа в город Лунинец, устроилась на работу во вновь открывшуюся школу-интернат. Первый учебный год был очень трудным, поскольку спальный корпус ещё не был окончен. Всему коллективу и воспитанникам приходилось работать над его благоустройством, шла комплектация спален, оборудовались предметные кабинеты, обустраивалась близлежащая территория. Второй учебный год начался более успешно, было всё необходимое. Ученики прибывали из трудных семей, из детских домов и приютов. Это были круглые сироты, дети матерей-солдаток, из семей инвалидов войны и из многодетных семей. Через 15 лет контингент воспитанников изменился. Дети-сироты, не имевшие не только родителей, но и никаких родственников, дети с большими душевными травмами (родители погибли в аварии, покончили жизнь самоубийством). Воспитателям и учителям приходилось заменять им пап и мам, близких и дорогих им людей. Благодарна судьбе, что в годы работы в интернате я встретила замечательных людей, у которых я брала многое для своей работы и даже для личной жизни. Воспитательницей на группе в моём классе с первого дня работы и до перевода в школу №1 была Мария Феодосьевна Веселовская. Все 16 лет мы работали вместе, работали дружно, без конфликтов и обид. Мария Феодосьевна растила троих своих детей (2 дочерей и сына). Муж работал в милиции, оставил семью. Она никогда не жаловалась, не плакалась на свою судьбу. Была заботливой, внимательной, доброй к детям в школе-интернате, старалась заменить им по возможности их родных. За её доброту и ласку к детям-сиротам и вообще за её труд Бог дал ей счастье в её детях. Выросли, создали свои семьи. Теперь Мария Феодосьевна имеет 7 внуков и 5 правнуков. В декабре 2011 года ей исполнилось 86 лет. Живёт с внучкой и правнуком, окружена их вниманием и заботой, хотя здоровье иногда даёт о себе знать. Годы… Что поделаешь?

Мне и детям моего класса всегда везло на воспитателей. Ими были замечательные женщины — Лариса Владимировна Сикержицкая, Лариса Александровна Сущ, Любовь Марковна Ермачёнок. Каждая из них покинула в моей душе и в моём сердце самые хорошие воспоминания. Женщины, которые всю свою любовь и заботу отдавали чужим детям. Добрые, отзывчивые, внимательные и ласковые. А как детям хотелось ласки, тепла, чтобы их обняли, приласкали, пожалели. А с классами мне везло, у меня было 32 ученика, 38 и даже 42 первоклашки.

Ведь по утрам их надо всех разбудить вовремя, помочь заправить кровати, причесать, заплести косички; проследить, чтобы умылись, почистили зубы и обувь; их нужно отвести в столовую и привести в класс, приготовить к уроку. А после уроков обед, приборка, прогулка и подготовка домашних заданий.

А что такое воспитателю провести банный день? Сменить одежду, постель, помыть всех, помочь некоторым одеться (7-8 летним). Вспоминается один случай. В класс прибыл мальчик — «новенький».

Мария Феодосьевна помыла его, переодела и покормила. Вечером дети начали укладываться спать, а он не ложится. Вцепился ручонками за кровать мёртвой хваткой, ни просьбы, ни уговоры не помогают. Я дежурила тогда по интернату. Приходит Мария Феодосьевна в воспитательскую и говорит, что она не может уложить спать новенького мальчика, все в кроватях, отбой, а он стоит и не ложится. Стали мы уговаривать его вдвоём, а он в слёзы: «я не могу на такэ билэ ложиться!». Вот какие ситуации иногда случались. Можно лишь представить, в каких условиях рос мальчик. Он не видел постельного белья, белой простыни.

Вспомнила ещё Клаву Качанович, красивую, рыженькую, немножко конопатенькую, но всегда чистенькую, аккуратную. Привёз её и старшего братика дедушка-инвалид. Детки жили у дедушки с бабушкой. Родители работали где-то в Сибири на лесозаготовках, спились окончательно. И этих детей оформили в нашу школу-интернат. Сняли её страшненькую одежду, переодели во всё новое, выдали постельное бельё, платье, пальто, обувь, спортивный костюм. Клава была на десятом небе, ходила, как королева, берегла всё. Одежда на ней была всегда чистой и аккуратной. Но девочка была с характером, трудным характером: упрямая, непослушная. Лариса Владимировна однажды рассказала: «Я успокаиваю Клаву и говорю, — если будешь так дальше делать, переодену тебя в твою одежду!» Клава пообещала исправиться. В будущем никогда так не делала, никого не обижала. Стала очень послушной и дисциплинированной, ласковой и спокойной девочкой.

Ещё один неординарный случай. Идёт обучение чтению по слогам в первом классе. Все ученики научились складывать и читать по слогам. Один мальчик сидит молча. Никогда ничего не прочитал за всё это время. Очень не разговорчив. На одном из уроков читала рассказ о детях войны из книги “Ніколі не забудзем”, которую помнит поколение детей 50–80-х годов ХХ столетия. Окончился урок. Подходит этот мальчик ко мне и просит дать ему эту книгу. Я знала, что он не умеет читать, но всё-таки книгу ему дала. Он с ней приходил на уроки. Когда я занималась с детьми, он открывал эту книгу, водил пальчиком по тексту, перевёртывая страницу за страницей. После окончания урока я подошла к нему и спросила, знает ли он, о чём в книге написано, и попросила его прочитать. Каково же моё было удивление, когда он начал мне читать, хорошо читать. С тех пор у него никаких проблем не было. И теперь я не понимаю, что могло быть с мальчиком. Книга сама по себе тяжёлая для чтения, описываются зверства фашистов на нашей территории. Подобных необъяснимых историй хватало.

И вот детей с такими судьбами в школе–интернате было большинство. Кто им рассказывал сказки? Кто им покупал книги, карандаши, краски или раскраски? Никто и никогда!.. В школе это у них появилось. Чего не было в интернате, так это игрушек. На это государство денег не отпускало. Дети ходили в библиотеку. Там была их любимая тётя Таня (Татьяна Иосифовна Кирикович — наш библиотекарь). Это добрейшей души человек. Читала детям сказки, рассказывала интересные истории, знакомила с детскими писателями, подбирала детям книги.

Общее развитие детей, поступавших к нам в интернат, очень отличалось от домашних детей, а программа ведь одинаковая всем школам, и её надо было выполнять. В начальных классах появлялись новые учебники, вводились новые уравнения — простые и сложные. В классах были и дети-молчуны или даже со степенью отставания в развитии. Позднее для таких детей открывались специальные школы-интернаты, работавшие по специально разработанным программам. Но пока такие школы открылись, учителям и воспитателям приходилось находить свои подходы и методы работы с такими детьми.

В интернате работала замечательная завуч — Вера Владимировна Семёнова. Это профессионал-методист. Всегда спокойная, уравновешенная, обладающая педагогическим тактом. Посещая уроки, никогда не делала скоропостижных выводов. Количество посещений зависело от количества часов, отведённых на определённую тему. Посетив все уроки по теме, давала свои рекомендации и советы. Никогда не грубила и не обижала словами. Всегда помогала, успокаивала, вселяла уверенность. Всегда собранная, с улыбкой на лице, светлый добрый человек, настоящий интеллигент. Я ей очень благодарна не только за советы по работе, за поддержку, но и в личной жизни. Она уже ушла из жизни, но я думаю, что все члены коллектива, кому приходилось с ней работать, помнят и чтят её память.

О каждом учителе, воспитателе, работавшем в школе-интернате, можно говорить много добрых слов. Коллектив все годы был хороший, дружный. Было много проблем, но общими усилиями они решались. Работали, помогали друг другу, делились опытом, дружили, всегда была хорошая добрая атмосфера. Шутили, рассказывали анекдоты. Помню! Учительская. Стоят все учителя с журналами в руках. Хохот на всю учительскую. Звонок на 1-й урок. Хохот продолжается. Вера Владимировна не выдержала, вышла из своего кабинета:

— Друзья, уже звонок был.

Боровик Пётр Титович:

— Минуточку, Вера Владимировна, сейчас закончу.

Все в хорошем настроении разошлись по классам. Не раз мужчины приносили домой по кирпичу. На следующий день выясняем:

— Как Ваш портфельчик? Организаторами этих шуток были Константин Алексеевич Куст и Иван Васильевич Тимашов.

С большим уважением вспоминаю коллег-учителей по начальным классам: Валентину Дмитриевну Бушило, Софью Михайловну Козел, которая приезжала из Лунина, где и сегодня проживает, Наталью Александровну Лозицкую.

Из воспоминаний Софьи Трофимовны Боровой — учительницы физкультуры. На уроке присутствовал директор школы Михаил Наумович Копытковский. Один мальчик сидел на лавке, он был освобождён от физкультуры по заболеванию сердца. Директор выяснил, в чём дело, почему, и попросил учительницу заниматься с ним с меньшей нагрузкой. Благодаря таким занятиям всё у мальчика со здоровьем наладилось. (Из 30 воспитанников только 1 был освобождён, сегодня из 25 освобождаются 10–12). — Причина?..

Кроме М.Ф. Веселовской, второй воспитательницей в моём классе была Лариса Владимировна Секержицкая. Она работала недолго. Запомнилась мне дородной женщиной, светловолосой, всегда с улыбкой на лице. Её очень любили дети. Последний урок. Звонок. В класс со своей обаятельной улыбкой заходит Лариса Владимировна. Дети вскакивают со своих мест, каждый старается первым подбежать и прижаться к ней, взять за руку первым и стать в строй, (из корпуса в корпус ходили строем, парами на переодевание в рабочую форму). Всегда интересовалась, на что нужно обратить внимание при выполнении домашних заданий, с кем поработать больше. Проводила много развивающих игр.

В Ларису Александровну Сущ были влюблены не только дети, но и я сама. Стройная, элегантная — сама модель! Была ещё не замужем. Очень обаятельная, добрая и требовательная. Она так умело отчитывала нарушителя, не повышая голоса, что заслушаешься. С детьми проводила различные конкурсы, спортивные игры. Детям с ней было хорошо. Добрый, общительный, приятный человек. Всегда рада встрече с ней. Живёт в Москве.

В последние годы моей работы в школе-интернате воспитательницей в классе была Любовь Марковна Ермочёнок. В классе были две девочки, у которых из родных никого не было (роддом, приют, детдом, школа-интернат). Помню их имена: Вика и Анжелика. Им Любовь Марковна уделяла особое внимание. Детям хотелось материнской ласки. Если кто-то из женщин приходил в школу, бежали к ней и спрашивали: «Вы моя мама?..» Любовь Марковна брала их на выходные домой, как могла окружала их теплом и заботой. У самой дома тоже много хлопот и забот; больная мама, больной сын, муж, сестра с сыном. (Вот такая семья). Потом похоронила мать, сестру, дочь, мужа. Сына похоронили после её смерти. В школе никому не говорила о своих бедах. Со стороны казалось, что всё у неё хорошо. Трудилась на совесть. Ей было присвоено звание «Заслуженный учитель БССР», она была делегатом 2–го съезда учителей СССР в Москве. Любовь Марковна была сильной и мужественной женщиной. Её помнят все ныне живущие коллеги и воспитанники. Светлая память о ней останется в сердцах всех, кто её знал.

Учительница начальных классов Лунинецкой школы-интерната с 1964 по июнь 1980 года, ветеран педагогического труда — Валентина Степановна Веренич. Лунинец, 2012 год.