Сасим
Сасим Т.П.

Интернат ты наш, интернатушка...

Па жыцці з іскрынкай ісціны

Галіна Сцяпанаўна Канановіч прафесійным дэвізам выбрала выказванне Цыцэрона: ”Гісторыя — гэта сведчанне стагоддзяў, факел ісціны, душа памяці, настаўніца жыцця”. 15 год выкладае яна ў нашай школе, пасля заканчэння гістфака БДУ, працавала ў ПТВ-146, дзе стаўленне выкладчыка адбывалася пад кіраўніцтвам Яўгена Яўгенавіча Богдана. Дагэтуль ўдзячна калегу-гісторыку за падтрымку ў пачатку жыццёвага шляху, абмен ведамі і вопытам.

Гісторыяй яна захаплялася з дзяцінства. І цяпер любімым чытаннем застаецца гістарычная літаратура, якую настаўніца лічыць асновай усіх навук — ніводнай не існуе без гісторыі. Сучасныя кіна- і відэафільмы іншы раз фальсіфіцыруюць мінулае, таму Галіна Сцяпанаўна імкнецца засяродзіць увагу вучняў на дакументальным асвятленні гістарычных падзей, каб моладзь навучылася адрозніваць гістарычныя вымыслы ад сапраўднасці.

Важна таксама ўсвядоміць будучым грамадзянам дзяржавы, што без ведання мінулага немагчыма будаўніцтва будучыні. Пераконваючы вучняў у гэтай думцы, настаўніца імкнецца развіваць кругагляд дзяцей, навучыць іх уменню дыскутававаць, выказваць свой пункт погляду, нават калі ён адрозніваецца ад агульнапрынятага, але адначасова паважліва адносіцца да думак навакольных. Са школьных урокаў гісторыі закладваецца ўменне аналізаваць сучаснасць праз прызму мінулага, выпрацоўваецца жыццёвая пазіцыя, будучы палітычны выбар у шматпалярным грамадстве.

Галіна Сцяпанаўна характарызуе свае педагагічныя метады як праблемнае навучанне. Менавіта гэта форма правядзення заняткаў дапамагае дакладна арганізаваць дыялог настаўніка і вучняў, прымусіць юнакоў і дзяўчат лагічна мысліць, выказваць свае думкі даступнай мовай і ў поўным аб’ёме.

Як і кожны выкладчык, ганарыцца, калі ўдаецца захапіць сваім прадметам, прыводзіць у прыклад Аліну Пятніцу і Надзею Караваевіч, студэнтак Гродзенскага педагагічнага ўніверсітэта, якія школьнае захапленне гісторыяй вырашылі зрабіць справай жыцця.

І цяперашнім вучням Галіна Сцяпанаўна жадае спалучэння маральных якасцей, якія вытрымалі сваю каштоўнасць часам, і актыўнай цікавасці да падзей сённяшняга дня, якія заўтра стануць гістрыяй.

“Лунінецкія навіны”, Валянціна Богдан, настаўніца СШ №3 г. Лунінца.


Было трудно, но интересно

15 августа 1985 года. ГорОНО г. Лунинца. Меня направляют на работу в школу-интернат. Разочарование, страх. Как хотелось быстрее на работу, так мгновенно отпала всякая охота! Почему? Само словосочетание «школа-интернат» меня очень расстроило: где-то в лесу, интернат, трудные дети. Приехала домой, стеснялась кому-либо об этом рассказать.

И вот — 1 сентября, знакомлюсь с детьми, классы большие; проверять тетради будет трудно. Мне дали 4, 6, 8 классы. Самый большой — 8-й класс, около 40 воспитанников. Я лишь на несколько лет старше некоторых из них. Тяжело было с дисциплиной: только что со студенческой скамьи, опыта не было. Но с первых же дней мне помогали В.А. Фёдоров — директор школы, В.В. Семёнова — опытнейший завуч, В.А. Алексеева, В.Н. Качановская (Лосич), М.С. Юнкевич, Л.К. Панасюк, В.П. Тупеко, В.Н. Жиляев и многие другие коллеги по работе. Чисто методическую помощь оказывала Вера Владимировна, завуч. Когда после окончания урока она задерживалась, чтобы обсудить со мной проведение урока, иногда я сердилась, но со временем поняла, что мне это было очень необходимо.

Работая в школе-интернате, получила большую «закалку» как в преподавании словесности, так и в воспитательной работе. Этот опыт помогает мне ещё и сегодня. Ведь дети разные были и в интернате, к каждому старалась найти свой подход. Приходилось работать и воспитателем. А это с 7-00 и до 22-00 с перерывами на занятия. Всётаки молодость есть молодость — усталости как и не бывало. Мы жили в школе и школой, успевали бегать в город на дискотеку. С воспитанниками проводили очень интересные мероприятия: неделя русского языка и литературы, неделя математики, биологии, географии — всё так же, как и в общеобразовательных школах. Но больше всего запомнился поход на берег реки Припять. Шли пешком туда и обратно, в том числе и в дождь, ночевали в палатках, никаких комаров никто не боялся. В.П. Тупеко и М.С. Юнкевич наловили рыбы, сварили много ухи. Ужин на природе! Что могло быть приятнее и романтичнее для детей и нас самих!.. А какой вкусный чай из смородиновых веток и листьев!.. Усталые, но довольные мы брели домой. Помню, как восьмиклассники провожали меня на поезд до остановки СХТ, так как боялась сама идти через лес. А катание зимой на «горке-интернатке» не забудется никогда; сбор земляники в сосновом бору в июне, рядом с интернатом.

Очень нравился наш коллектив. Небольшой, но дружный. Многие коллеги были постарше нас, молодых, некоторые были в годах наших родителей. Я и сегодня их уважаю за то, что они поддерживали нас в трудные минуты, давали нужные советы, оказывали помощь в воспитательной и учебной работе. Преемственность в работе (учитель-воспитатель) велась ежедневно, мы знали о каждом шаге своих воспитанников. Работала в интернате в течение шести лет, вплоть до его закрытия. Бывало трудно, но интересно, и в моей жизни это был важный урок. После работы в интернате я не боялась работать нигде (работаю в СШ № 4 г. Лунинца).

Мои бывшие дети, воспитанники, ученики… Они уже давно взрослые, создали свои семьи и имеют своих детей. Часто встречаю их. Большинство узнают меня. Занько Сергей, его жена, Наташа, жила со мной в одном доме, помню его замечательный почерк, что мало присуще мальчишкам. Иванович Наташа, Мамонтова Валентина. Проститенко Ольга живёт в г. Лунинце и работает в районной поликлинике. Вижу иногда Борисика Сергея, тоже живёт в Лунинце. А дочку Оксаны Галагуцкой учу сейчас в 9-м «Б» классе СШ № 4. Встречаю иногда Малафейчик Алёну, Галю Горегляд, Светлану Туркевич. А с Лидой Степанюк встречались в лицее уже в качестве родителей: наши дети в 2011 году окончили это заведение нового типа. Праздновала выпускной с нами и Галина Владимировна Максимчик, её дочь и моя учились в параллельных классах и Лидии сын тоже. С Галиной Владимировной меня, много лет спустя, судьба свела ещё в роддоме: в один день мы родили своих Леночек, но с разницей в 5 минут.

Что ж, я довольна своей судьбою и тем, что мне пришлось поработать в школе-интернате с такими чудесными людьми, как Софья Васильевна Фёдорова (секретарь), для нас, молодых — подруга, советчик, эталон женственности. Я всегда любовалась её умением вести себя в обществе. Тётя Даша (Андреева) — наша «палочка-выручалочка». У нас, молодых, были женихи, они приходили в интернат, а мы на группах до 22-00. Вот она и «свиданничала» с ними, пока мы не освобождались. Замечательным человеком был наш профессиональный художник дядя Миша. Помню, как он выводил каждую буковку, каждую полоску на стенде, на стенах, вдоль лестничных площадок. Он вкладывал в любое дело всю свою душу и умение. Какие трудолюбивые и замечательные работали прачки, швея — Нина Ивановна, сторож ночной дядя Миша. А столовая — «горячий цех»: Нина Малей, Мария Ивановна, тётя Зоя, Надежда Марковна, а как вкусно они готовили!.. Заведующий всем хозяйством, неутомимый Яков Филиппович Гутько. Вот теперь писала бы долго, но пора в школу…

С 1991 года работаю в СШ № 4 г. Лунинца, но и по сей день вспоминаю часто наш интернатский коллектив, многих уже нет в живых, многих вижу, встречаю, разговариваем.

Вспомнился ещё особый класс, где большинство детей были из минского детского дома: Лариса Корнюхина, Вероника Беганская, Вера Боброва, Павел Мякота, любимец Виктора Алексеевича, вот это был класс! Даже сегодня я встречаю детей, подобных на тех, теперь существуют интегрированные классы, где обучаются дети с такими характерами и особенностями. Так что опыт работы с такими детьми в интернате мне и сегодня помогает.

Всё. Большое спасибо всему дружному коллективу Лунинецкой школы-интерната тех, уже далёких, лет, в которые мне выпала честь работать. Я счастлива, что мне довелось работать с такими людьми. Сейчас у меня свои дети, они взрослые: сын и дочь окончили лицей (в здании бывшей школы-интерната). Сын работает в Минске программистом, дочь учится в одном из ВУЗов города Минска, будущий менеджер-экономист. Муж — машинист тепловоза.

Мои самые лучшие пожелания всем коллегам по работе в интернате. Я всех вас помню!

Татьяна Павловна Сасим (Гриневич) — учительница русского языка и литературы СШ № 4 г. Лунинца.