Профит
Профит С.Н.

Интернат ты наш, интернатушка...

Интернат в моей жизни

В 1984 году меня переводят на работу воспитателем в школу-интернат (мест для работы учителей в городе не было). При переводе было сказано, что в этой школе не все выдерживают, и хорошо, если я выдержу год. Работала я до 1991 года (в этот год закрыли интернат). Считаю, мне повезло, что я попала на работу именно сюда — в школу-интернат. Здесь работали замечательные люди: внимательные, интересные, добрые, заботливые, дружные педагоги. Директор школы-интерната предоставляет мне возможность работать воспитателем группы 1-го класса. У меня были замечательные коллеги: учительница — Боричевская Ирина Макаровна и второй воспитатель — Кирикович Людмила Емельяновна, точнее сказать, это я второй воспитатель, а она, конечно же, первый. Благодаря этим двум талантливым педагогам мне легко работалось в школе-интернате. Ирина Макаровна подсказывала, как и что делать для лучшей подготовки домашних заданий учащимися, Людмила Емельяновна передавала свой опыт работы во второй половине дня: покормить и переодеть, подготовить уроки и помыть, убрать всё и поиграть, спать уложить, а утром поднять и отправить на уроки. Работать пришлось с детьми очень разного достатка. Были дети из многодетных семей, малообеспеченных; сироты, отказные, брошенные. Мы для них были как мамы. Если приголубила одного ребенка, то срочно такой же жест надо было делать и по отношению к другим детям. Иначе на этого остальные смотрели с жестокостью. Как-то к нам в школу-интернат привезли 19 ребят из минского дома сирот и одного мальчика из Кобринского детдома. На всю жизнь я запомнила нескольких ребят, судьба которых была тяжелее, чем у взрослых. Это Марина Мякенькая, Миша Пузанкевич, Леня Лысый. После приезда к нам в школу-интернат эти ребята больше двух месяцев прятали хлеб в подушки, под матрацы, в одежду, куда только можно. В столовую не успеют зайти, а у них на столе уже нет хлеба. Оказывается, этих ребят родители практически не кормили, а Лёнечка Лысый был такой сильный, что на одной руке на брусьях он мог висеть по часу. Были у нас банные дни. Это надо было всех детей просто помыть, некоторые сами умели стать под воду, взять мочалку, намылить ее, а потом себя потереть мочалкой и смыть всё водой. Но это не все умели делать, а некоторые и не хотели. И поэтому приходилось малых детей мыть воспитателям. Помню, был мальчик, который боялся мыться. Пока его помою, то сама вымокну, потому что он упирался, не хотел идти под «дождик». В этот день воспитателям необходимо было выдавать непромокаемые халаты, так как после бани надо было работать дальше, а мы бывали и мокрые.

Завуч школы по учебной части Семенова Вера Владимировна — деликатнейший и грамотнейший человек. Она никогда не повышала ни на кого голос. Как-то пришла ко мне на внеклассное мероприятие, связанное с трудом. Надо было детям нитку в иголку втянуть, завязать узелок, пришить пуговицу, закрепить нить и отрезать её. Было пять иголок. Дети никак не могли нитку вдеть в иголку. Мучились и только двое перешли к пришиванию пуговицы. В результате получается, что ничего не сделали. Но Вера Владимировна очень спокойным голосом похвалила и меня и моих детей за старание. Очень аккуратно, незаметно перешла к тому, что можно было улучшить. И так всё разложила по полочкам, что хотелось завтра же провести еще одно мероприятие и показать, что её надежды я оправдала на все 100%. После любого урока или мероприятия, которое, казалось, не получилось, она всегда находила то, что любого человека окрыляло. А сколько надо было новогодних костюмов придумывать на елку! Каждому! Все дети у нас были в костюмах. Для костюмов мы (я, Некрашевич Галина, Гриневич Татьяна Степановна, Кирикович Л.Е. и др.) разукрашивали бумагу в разные цвета, потом из нее делали короны, шапки, кинжалы и другие новогодние поделки. Из списанных простыней мы шили костюмы снежинок, зайчишек, снегурочек, снеговиков и др. Простыни мы тоже красили красками. В ход шло все, что можно. В классах было более 30 учеников, и всех надо было нарядить. Начинали шить наряды с первых чисел декабря, чтобы успеть.

Вспоминается еще одна интересная история, когда мы болели всем интернатом: дети и взрослые. Кто-то откуда-то занёс к нам конъюнктивит. Ох, и было! Плакали натурально все, с красными глазами ходили все. Каждому капали в глаза. И смеялись тогда, и плакали, что с каждым днём кто-то еще подхватил болезнь. Как каждый ходил везде со своим полотенцем! В спальном корпусе дети жили в двух частях: крыло девочек и крыло мальчиков, в комнатах по 20 человек. У меня было 2 комнаты детей: одна комната девочек и одна комната мальчиков. И вот, как-то летом, начали эти огромные комнаты переделывать на малые — для 3-4 воспитанников. Было очень непривычно расселять детей по малым комнатам. Раньше уложила спать всех сразу, прошла по рядам, погладила кого по голове, кого по руке, выключила свет, побыла несколько минут, пока детишки носиками не «засопят», тогда можно идти домой. А тут в разных комнатах?.. Дети зовут то в одну комнату, то в другую, чтобы я с ними побыла. Пока они привыкли, что одновременно не может воспитатель быть в разных местах!? А зимой, чтобы выйти на улицу, надо было каждого ребенка проверить: и обувь, чтобы была сухая, и курточка, и рукавички, и шарфики. Чтобы все было целое. А ведь дети бегают и: то порвалась куртка – это к нашей швее Нине Ивановне, то замочек в сапогах не застегивается – это к нашему сапожнику Роману Петровичу. А одежду нам выдавала кастелянша Сорока Екатерина. Рядом с нашим кабинетом работали Игнаткевич Нина Титовна и Осипова Валентина Павловна. Работа у нас была круглогодичная и круглосуточная: работали по воскресеньям и по праздникам.

Всем моим дорогим коллегам и воспитанникам самые добрые пожелания, я всех вас помню.

Профит (Никитич) Светлана Николаевна, учитель математики СШ № 3 г. Лунинца, февраль 2012 года.