Прокопчук
Прокопчук Е.Ф.

Интернат ты наш, интернатушка...

16 лет – большой отрезок времени в моей жизни

Отработав положенные два года после окончания института в Украине, вернулась на свою малую родину, в Лунинецкий район. В РОНО предложили работу в школе-интернате. Дала согласие. И 16 лет (1972–1988 г.г.) из 41 года педагогического труда отдала школе-интернату. Кажется, это было так недавно. Первый урок 1-го сентября 1972 года сразу после торжественной линейки был у меня в 4-ом классе (начальная школа в те годы была 1–3-й классы). На урок “напросилась” завуч школы Семёнова В.В. В классе было 47 учеников. К такому большому классу я не была готова. Что делать, чем их занять?.. Начинаю знакомиться по списку в журнале, дети встают. Читаю 47 фамилий. Для оправдания себя перед завучем за столь ненужную перекличку, запоминаю около 10 фамилий. Одна из учениц имела такую же фамилию, что и завуч. Потом я поняла, почему Вера Владимировна пожелала присутствовать на 1-ом уроке — ей хотелось посмотреть, какой учитель математики “достался” её дочери и какой учитель пришёл на место умершего весной этого года её мужа — учителя математики.

После знакомства с детьми начала повторять материал за курс начальной школы и была приятно удивлена активностью детей: третьеклассники не забыли за лето основные правила и формулы, которые изучались в начальной школе. В дальнейшем я убедилась, что эти дети были приучены к работе на уроке. Несмотря на то, что в классе их было так много, работать было легко и с дисциплиной проблем не было.

Большая заслуга в этом была учительницы начальных классов — Веренич Валентины Степановны и воспитателей: Секержицкой Л.А. и Ермачёнок Л.М.

В тот год я вела уроки ещё в 5-ых классах и в 8-ом. Восьмой класс — это тоже бывшие ученики Веренич В.С. На протяжении всей моей работы в школе-интернате её выпускники часто становились моими учениками (тогда в школе было 4 математика): В.В. Семёнова, М.Н. Копытковский — директор школы-интерната, В.А. Тупеко и я.

Мне легко работалось в этих классах. Дети Валентины Степановны отличались аккуратностью ведения тетрадей, красивым разборчивым почерком, большой работоспособностью на уроках и любовью к математике. Я благодарна этому педагогу, так-как мои награды: многие грамоты, знаки соц-соревнования, знак “Выдатнік асветы БССР” — я получила за результаты обучения, основу — базу которых дала Валентина Степеновна.

Любовь к математике прививали не только учителя начальных классов, но и воспитатели. С благодарностью вспоминаю воспитателя Владимира Прокофьевича Тупеко, который старался помочь своим воспитанникам в решении сложных задач, с большой заинтересованностью обсуждал с ними задачи, которые предлагались на контрольную, любил решать с детьми логические задачи. Воспитатели Рохацевич Н.А., Панасюк Л.К. и И.А., Мшар В.А. и Юнкевич М.С. работали в тесном контакте с учителями-предметниками.

“Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя” — это постоянная тема педсоветов, совещаний в школе-интернате. Каждый воспитатель знал, чему конкретно нужно уделить внимание на самоподготовке, какие теоремы выучить, какие примеры и задачи выполнить, какие формулы выучить наизусть. На самоподготовке первостепенное внимание всегда уделялось математике, в первую очередь начинали с неё.

В то время учителя-предметники были ознакомлены с психологической характеристикой каждого воспитанника. Я благодарна всем учителям, воспитателям, завучам и директору за тот микроклимат, который создан был в школе-интернате, где хотелось работать и идти с удовольствием на работу с одного конца города на другой, пешком, в любую погоду, 35–40 минут.

Коллектив состоял из молодых педагогов (средний возраст педработников был 30–32 года). Возглавлял школу-интернат в те годы Копытковский М.Н. — умный, талантливый, энергичный педагог. Сам он воспитывался в детстве в детских домах Давыд-Городка и Микашевич (его родители погибли во время войны).

Завуч — Семёнова В.В. — это учитель учителей, наставник от Бога. Она часто посещала уроки учителей-предметников, самоподготовку у воспитателей, давала дельные советы по ведению уроков, самоподготовки, указывала тактично на ошибки учителям и воспитателям.

По молодости своей мы тогда не ценили этой помощи и только с годами понимаем, что таких завучей не очень много. В интернате было много детей из многодетных семей, детей, у которых не было поблизости школы, детей с трудными судьбами, детей-сирот. И конечно же не все они были “пушистыми” и “гладкими”. Многие неоднократно убегали из школы-интерната, попробовав до этого “мнимой свободы” и отсутствия контроля родителей.

У некоторых детей отсутствовали знания по предметам за курс начальной школы. И конечно же, привить любовь к учёбе таким воспитанникам было очень трудно. Но мы старались это делать.

Вспоминаю Шило Василия, который прибыл в интернат в 5-ый класс. Учиться совсем не хотел. При интернате была своя небольшая свиноферма, где управлялась тётя Катя, так Васька под любым предлогом старался убежать с уроков, чтобы помочь тёте Кате покормить свиней и поросят. Я была свидетелем разговора-беседы директора школы-интерната с мамой Васьки: “…я кажу: Васька, вучысь, а то як жэнишся на наставницы, то соромно тобе будзе, што ничога не знаеш”. А он ей говорит: “… ничого, мамо, яна будзе тольки сшытки правераць, а я усё, усё за яе зраблю!” Тогда я подумала, а ведь он и женится на учительнице, потому что от природы был красивым, здоровым мальчишкой. Как сложилась твоя судьба, Васька Шило?..

За 16 лет работы в школе-интернате прошло перед глазами много детей и много судеб, описать все события просто невозможно. 16 лет — это большой отрезок моей жизни. В интернате я приобрела опыт работы со слабоуспевающими детьми, с детьми трудной судьбы. В интернате я нашла друзей на всю жизнь: это Панасюк Л.К. и И.А., которые жили, как и мы, в здании учебного корпуса школы-интерната, мы и теперь живём с ними “дом в дом”; Кирикович Л.Е., Сущ Л.А. В интернате я нашла и свою другую ”половинку”. Большое спасибо интернату и всем тем, с кем работала, — учителям-коллегам, воспитателям и, конечно же, всем моим бывшим ученикам, воспитанникам Лунинецкой школы-интерната.

Прокопчук (Пашкевич) Екатерина Фёдоровна. Лунинец.