Галоўная

 Кнігі
Памяць
Вялута
Палессе
Навасёлкі лунінецкія
Интернат ты наш
Палессе маё Лунінецкае
Заказнікі прыроды
Кажан-Гарадок 500-гадовы
Письма командиров
Гонар і памяць Зямлі Лунінецкай

Клуб Лунінецкая Муза

Назвы зямлi лунiнецкай

Лунінец

Мікашэвічы

Вёскі раёна

Расклад руху аўтобусаў

luninetsm@tut.by
luninetsm@tut.by

Iван Панасюк

Письма командиров

Гражданско-патриотическое воспитание в школах

Т.Л. Трегубова и Н.Н. Ярохович — специалисты отдела образования

Воспитание гражданина-патриота начинается с воспитания чувств истиного патриотизма у нашей молодёжи. Эта ответственная работа идёт во всех учебных, дошкольных и внешкольных заведениях, в детских и молодёжных организациях. В этом направлении проводят работу музеи, библиотеки и, конечно, средства массовой информации.

В рамках декады гражданско-патриотических дел «Непобедимая и легендарная», празднования Дня Победы, Дня пожилых людей, областного автопробега проходят встречи учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны, с хором ветеранов „Спадчына“, с пожилыми людьми и концертные программы, приуроченные к ним.

В преддверии празднования очередной годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в рамках районной Вахты Памяти учащимися было оформлено 30 записей и воспоминаний в школьных летописях народной славы, 8 фотовыставок, организовано 10 „Звёздных походов“ по местам Боевой славы, и 52 выступления художественной самодеятельности, проведено 730 уроков мужества, создано 8 фонотек „Живые голоса ветеранов“.

Ежегодно проводятся районные трудовые акции с участием учащихся и педагогов по благоустройству и наведению порядка в местах расположения памятников, обелисков, братских могил, других воинских захоронений.

Традиционными стали конкурсы исследовательских работ учащихся: „Вспомним всех поимённо“, акции — „Фотографии в старых альбомах“, „Поклонимся великим тем годам…“; конкурсы творческих работ по обществоведческим наукам — „Великая Отечественная война в благодарной памяти белорусского народа“ и детского рисунка; областной и районный автопробег и другие. Во всех мероприятиях почётные гости были ветераны Великой Отечественной войны, педагоги–пенсионеры.

С 2005 года по инициативе отдела образования ежегодно проводится турнир юных историков. Его организаторами являются отдел образования, отдел по делам молодёжи райисполкома, районный комитет ОО „БРСМ“, редакция газеты „Лунінецкія навіны“. Участие в нём принимают более 100 учащихся.

С 2009 года проходит районная краеведческая олимпиада, состоящая из теоретического и практического туров. Учащиеся защищают творческие проекты по предложенным темам: „Мой род, моя семья”, “Сокровища моей Берестейщины” В 2011 году она прошла в СШ № 3 г. Лунинца.

Использование туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности позволяет сегодня более разносторонне развивать как коллектив, так и отдельную личность. Туризм и краеведение всегда использовались как средство организации содержательного досуга детей, направленное на развитие и совершенствование гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.

Краеведческая деятельность основывается на многообразии форм и методов, применяемых в работе учреждений образования района — экскурсии, экспедиции, школьные тематические вечера, участие в олимпиадах разных уровней, предпраздничных викторинах, проведении игр, конференций, создании краеведческих уголков (в каждом учебном заведении, имеющем свои местные особенности, неповторимость и нестандартность); в организации встреч с участниками Великой Отечественной войны и партизанского движения; а также колхозного строительства на Лунинетчине; с людьми, восстанавливавшими разрушенные города — Лунинец, Брест, Минск и сёла нашей Республики Беларусь; мелиоратрами Полесья 60-70 годов ХХ столетия, с воинами-интернационалистами, выполнявшими свой долг в Республике Афганистан; с воинами-земляками, служившими в разных точках бывшего СССР; с заслуженными людьми разных профессий, специальностей; с интересными людьми; с теми, кто повседневно честно трудится на предприятиях и полях Лунинетчины, принося пользу на своём рабочем месте и тем самым приумножает богатство нашей родной Беларуси. Вся эта работа и направлена на выполнение поставленных целей и задач по развитию туристско-краеведческой и экскурсионной работы, а также на формирование гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания школьников.

Действенным средством активизации туристско-краеведческой деятельности является работа объединений по интересам школьных музеев, организация конкурсов, исследовательских работ туристско-краеведческого направления в рамках республиканской акции для детей и молодёжи “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”, экскурсионной деятельности. Ежегодно проводятся традиционные мероприятия: туристские соревнования, краеведческие олимпиады, конкурсы фотографий “Мгновения туристского сезона”, лучший туристский поход “Познай родину — воспитай себя”. В учреждениях образования организовывались и проводились конкурсы исследовательских работ “Вспомним их поимённо”, детского рисунка — “Великой Победе — 65”, родовода “Мой род, моя семья”, на лучшую организацию туристско-краеведческой деятельности с учащимися — “Звёздный поход”; методических материалов по ТКД; музеев боевой славы; исследовательских работ “Педагоги — ветераны, уроженцы Белоруссии, участники ВОВ”: методических материалов и опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащейся молодёжи; исследовательских работ “Летопись школы”, “Летопись населённого пункта”.

Благодаря краеведческой деятельности в учреждениях образования создаются летописи, проводятся исследовательские работы, которые помогают увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрыть их творческие способности и оказать воспитательное воздействие на учащихся.

Экскурсии дают возможность учащимся познакомиться с историко-краеведческими объектами, подробнее изучить исторические события прошлого Лунинетчины, Брестчины, Республики Беларусь, узнать много нового о современности. Учреждениями образования самостоятельно, а также с помощью РФСК “Здоровье”, в период оздоровления в санаториях-профилакториях, с помощью туристических фирм организуются экскурсии по памятным историческим местам: Несвиж — Мир; Минск — Курган Славы — Хатынь; Минск — Национальная Библиотека; музейный комплекс “Дудутки”; Ружаны — Косовский замок; Пружаны — музей-усадьба Тышкевичей; Туров; Пинск — музей Белорусского Полесья, музей народных ремёсел; Национальный парк “Беловежская пуща”; Мемориальный комплекс “Брестская крепость-герой”; Кобрин (аквапарк), страусиная ферма; Пинск (ледовый дворец); Минск “Линия Сталина”; Жировичский монастырь; Новогрудок; Гродно (музей, аквапарк); Лида (дом творчества “Спадчына”); Волковыск (музей Багратиона); Беловежская пуща (резиденция Деда Мороза); Гомель (цирк); Барановичи (музей паровозов); Солигорск (ледовый дворец) и многие другие.

Одним из важных направлений в развитии школьников является работа туристско-краеведческих объединений; кружков по интересам на базе учреждений образования.

На базе школ существуют объеденения “Юный турист”, “Туризм и спортивное ориентирование”, “Велосипедный туризм”, “Литературное краеведение”, “Юный краевед”, “Юные фольклористы”, “Мой город”. Такое разнообразие больше способствует углублению и расширению кругозора учащихся, удовлетворению их запросов и интересов.

Важным фактором воспитания, гражданственности и патриотизма являются школьные музеи. Они помогают учащимся глубже изучить и понять историю своей страны, воспитывают такие качества, как патриотизм, общественную активность.

Деятельность школьного музея позволяет сохранять коллекции музейных предметов, систематизировать их и вести учёт в учётных документах музея, представлять экспозиции, отражать различные направления поисковой работы, организовать фондовую, экспозиционную, экскурсионную работу, дающую возможность проводить массовые мероприятия для различных групп посетителей музея. В музеях организуются поисковые группы, осуществляющие поисково-собирательную работу по пополнению фондов музея. Создаются фондовые группы, которые обрабатывают собранные материалы, оформляют их в фондовых документах, осуществляет их учёт и хранение. Важную функцию в деятельности музея выполняют экспозиционные группы, разрабатывающие планы новых разделов на материале результатов поисковой работы, оформительские группы, составляющие эскиз раздела, а затем реализующие этот эскиз в экспозиции музея, группы экскурсоводов, разрабатывающие экскурсии по разной тематике в соответствии с разделами экспозиции, формирующие портфель экскурсовода. В большинстве школ района есть школьные музеи, имеющие свои направления.

Школьные музеи есть в Бостынской СШ, Дворецкой СШ и Дятловичской СШ, в Лахвенской СШ, в Микашевичской гимназии и СШ № 1 города Микашевичи, Любанской СШ и Лунинской СШ, Синкевичской СШ. Создаются музеи в лицее города Лунинца, СШ №2, продолжается сбор материалов по краеведению и природе Лунинетчины в СШ № 1 г. Лунинца и СШ № 1 г. Микашевичи; раз в два года Лунинецким отделом образования проводятся краеведческая конференция под девизом — “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся!” В других школах района есть прекрасно оборудованные кабинеты истории, географии, белорусского языка и литературы. В них собраны редчайшие экспонаты старины нашего полесского края. В этих кабинетах так же проводится воспитательные мероприятия, посвящённые истории нашего края, нашей многовековой истории.

Большечучевичская школа продолжает сбор материалов об истории и этнографии села, а также о школе, которая является одной из старейших школ в районе. Неутомимым краеведом является ветеран-педагог Евгений Иванович Хвостов, собравший и опубликовавший много статей и очерков из истории д. Большие Чучевичи. Будучи на заслуженном отдыхе продолжает собирать материалы и писать историю д. Чучевичи. Последняя публикация в “Лунінецком сшытке” № 12 за 2012 год опубликована статья “Чучавіцкая свята-Пакроўская царква”. В настоящее время Евгений Иванович готовит книгу по ранее опубликованным и публикуемым сегодня материалам из истории деревни Большие Чучевичи. Хочется пожелать ему здоровья, энтузиазма в этом благородном деле. Его примеру следуют и молодые учителя школы, которые собирают краеведческие материалы из истории села.

Бостынская СШ также одна из старейших в нашем районе. Это хорошее современное типовое здание. Рядом находится православная Свято-Параскевинская церковь. Население Бостыни насчитыват 1342 человека. В школе в 2011/2012 учебном году обучается 146 учеников.

В 90-ые годы коллективом учителей и учеников под руководством учительницы–энтузиаста, Нины Степановны Мацкевич был создан музей “Память”, посвящённый воинам-интернационилистам. Из слов бывшего директора школы, Степана Васильевича Бусько, музей стал с тех лет центром патриотического воспитания школников. Более 20 лет в музее в феврале месяце проводятся встречи воинов-интернационалистов района. Последние несколько лет в школе проходит волейбольный турнир, посвящённый памяти выпускника школы, погибшего воина-интернационалиста Ивана Владимировича Зылевича. В турнире принимают участие команды Бостынской СШ, Велутской СШ, Дятловичской СШ, Мальковичской СШ и других школ района. В канун вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана (до 15 февраля) учащиеся встречаются с воинами-интернационалистами, их родными. С учителями школьники постоянно приводят в порядок памятники и места захоронения погибших и расстрелянных в годы Великой Отечественной войны. Из беседы с учительницей Бостынской школы Верой Степановной узнал, что дети занимаются такими работами с желанием и большой охотой. Ребята собрали большой материал об “афганцах” города и района, продолжают дальнейший поиск, приобретают новые экспонаты для обновления экспозиций музея.

С 2004 года директором школы работает Ярослав Алексеевич Койко, достойный приемник Степана Васильевича. Весной 2011 годая посетил Бостынскую школу, музей, беседовал с Ярославом Алексеевичем. С его слов, музей сочетает сегодня патриотическую и антивоенную направленность. О трагических событиях 80-ых годов ученики и молодёжь хорошо знают и хотят сохранить мирную жизнь, чтобы стать достойными жителями планеты Земля. В течение года в музее бывает более полутысячи посетителей, среди которых есть не только школьники, но и представители трудовых коллективов предприятий, учреждений, жители Республики Беларусь, а также иностранные гости. Одним из направлений воспитательной работы в школе является краеведение. В школе есть класс с военно-патриотическим уклоном. В настояшее время группа учеников с Верой Степановной занимаются раскрытием “тайны документов” времен 1939 года, извлечённых из земли на кладбище д. Бостынь в 2010 году. Есть успешное начало. Сама деревня Бостынь имеет свою славную историю, изучением которой и предстоит заняться “юным следопытам”. Они надеются, что им удастся успешно продолжать летопись своего села.

Позднее я ещё раз побывал в школе, встретился с учениками старших классов, беседовал с ними. Они гордятся историей своей деревни, школы, а также своим музеем афганцев.

В городе Лунинце существует Совет ветеранов-афганцев, которым руководил 13 лет участник войны в Афганистане, старший прапорщик Александр Васильевич Романович. В тот период ежегодно проводились встречи воинов-интернационалистов с учащимися школ, лицеев, гимназии. Самая первая встреча произошла ещё в середине 90-ых. Одним из инициаторов был Игорь Гапон. Встреча проходила в здании бывшего РДК (сегодня костёл). На ней присутствовали ученики школ города и группа “Память” Лунинецкой школы-интерната. С тех пор такие встречи стали традиционными.

Сегодня организация бывших воинов-афганцев называется ОО «БС ВВА», численный состав которой составляет 65 бывших воинов-интернационалистов, председателем является подполковник в отставке Александр Андреевич Жуланов. Он продолжает патриотическую работу, начатую почти 20 лет назад А.В. Романовичем. Работа планируется и продолжается. Ведётся фотолетопись всех встреч. Воины афганцы бывают на встречах в школах, клубах и библиотеках. В деревнях и в г. Микашевичи, где родились погибшие воины, их именами названы улицы, на зданиях школ открыты мемориальные доски. С родителями и родными встречаются ученики местных школ. Так должно быть. Мы должны помнить тех, кого сегодня нет с нами, но кто должен был жить, надо, чтобы об этом помнила и наша молодёжь.

На территории Афганистана, дружественного в те времена государства, в военных действиях принимали участие 205 воинов — уроженцев Лунинетчины, 9 из которых погибли. Они награждены орденами и медалями СССР и Республики Афганистан. В Лунинце в их память поставлен памятник, ежегодно к которому приходят боевые друзья 15 февраля, 9 мая, 10 июля почтить их память, к памятнику возлагают цветы молодожёны, ученики школ, жители города и района.

В Синкевичской СШ существует музей, являющийся центром краеведения и имеющий музейный уголок Якуба Коласа. Здесь же есть документы, касающиеся времен Великой Отечественной войны. Молодые комсомольцы во главе с Михаилом Ивановичем Клевжицем в 1942 году организовали Синкевичское комсомольское подполье. Им написана документальная повесть „Между Цною и Ланью“, где очень подробно описаны события тех страшных военных лет. Время неумолимо, всё меньше остаётся свидетелей и участников той страшной войны, в конце 2011 года не стало и Михаила Ивановича.

В лицее г. Лунинца в 2011 году был открыт краеведческий уголок, создателем которого является учительница белорусского языка и литературы Валентина Константиновна Казун, которая вместе с учащимися проводит огромную работу по сбору старинных предметов быта, оформлению и систематизации собранного материала. Краеведческий уголок выполняет не только познавательную (дети многих предметов никогда не видели), но и воспитательную функцию. Собирая экспонаты, ребята учатся общаться с взрослыми людьми, задавать им вопросы, внимательно слушать и записывать ответы, учатся у них мудрости и трудолюбию. Безусловно, прививается любовь к труду, красоте, порядку, Воспитывается уважение к чужому труду, общие коллективные дела сближают детей. Краеведческий уголок в лицее г. Лунинца, который находится в том же помещении, где до 1996 года находился историко-краеведческий музей школы-интерната. Музей представляет собой прекрасно обставленную предметами крестьянского быта комнату, поэтому и называется “Сялянская хата”. Здесь можно увидеть висящую детскую колыбель и кросна, готовые к ткачеству, маслобойку и лапти, вышивку; куфар и сундук, безмен и серп. Здесь проводятся уроки языка и литературы, экскурсии для учащихся и взрослых, а также воспитательные часы и мероприятия. Верится, что с каждым годом он будет пополняться новыми экспонатами и его станут посещать учащиеся учебных заведений Лунинца, района и, возможно, других городов. У руководителей лицея и музея есть хорошие возможности воспитывать у лицеистов истиный патриотмзм, любовь к нашему родному краю — Лунинецкому Полесью, а вместе с тем и любовь к нашей родной Беларуси. Преподавателями и учащимися лицея выполнена огромная благородная работа по спасению, ещё пока имеющихся в домах земляков, неповторимых предметов быта наших предков, которые в уголке стали необычными экспонатами.

В Велутской школе создан небольшой музей этнографического направления, в котором есть стенды с фотографиями всех земляков — участников Великой Отечественной войны и партизанского движения, узников фашистских лагерей, 9 воинов интерннационалистов, (среди которых Сергей Павлович Юрко, погибший вдали от Родины, в далёком Афганистане). 14 февраля 2011 года в память о погибшем земляке открыта мемориальная доска. В школьном музее хранятся предметы быта дедов и прадедов; вышивки, тканые покрывала и ковры; старые учебники и книги; старые фотографии. Много усилий и труда отдала созданию музея учительница-ветеран Анна Антоновна Ходотчук. Работу продолжает учительница истории, уроженка Велуты Ирина Петровна Хлуд (Кохович). Третий год она руководит группой учеников 7-9 классов. Ребята хотят собрать все старые фотографии из каждого дома и создать большую фототеку в компьютерном варианте и в альбомах.

Пазнаваць Радзіму.

Пяць гадоў толькі прайшло з тае пары, як у школах нашага раёна і горада з’явіўся доўгачаканы факультатыў “Лунінеччыназнаўства”. Наведваюць яго ў асноўным вучні 5-8 класаў. Настаўнікі гісторыі, геаграфіі і другіх прадметаў плануюць так свае заняткі, каб вучні як мага больш ведалі аб нашай Лунінеччыне, аб гісторыі сваёй вёскі, школы і акаляючай іх прыродзе. У лютым пашчасціла наведаць Вялуцкую школу, адкуль пачынаўся мой настаўніцкі шлях. Ірына Пятроўна Хлуд, настаўніца гісторыі і вучні 6-ых класаў запрасілі мяне на факультатыўны занятак. Размова наша доўжылася больш гадзіны. Хачу сказаць, што і сучасныя нашы школьнікі цікавяцца не толькі інтэрнэтнымі гульнямі, яны жадаюць яшчэ як мага больш даведацца аб гісторыі сваёй малой Радзімы. Вось якраз тут ім і дапамагае “яго вялікасць” інтэрнэт, але многае залежыць ад настаўніка, як ён пабудуе план заняткаў. Гэта можа быць кароткаметражны дакументальны фільм аб нашым Палессі, парой нават аб вёсцы (магчымасцей сёння шмат здымаць самім). Другі занятак — наведванне раённага ці мясцовага музея. Трэці — наведванне народных умельцаў дома, у час іх цікавай працы. А колькі яшчэ “нязведаных таямніц” у бабуліных куфрах і сямейных альбом!.. А сустрэчы са знакамітымі землякамі ў сценах школы. Форм і метадаў работы ў гэтым напрамку шмат.

Ірына Пятроўна працягвае традыцыю, закладзеную яе папярэднікамі С.А. Каховіч і Ганнай Антонаўнай Хадатчук пры падтрымцы выдатнага чалавека, былога дырэктара Мікалая Аляксандравіча Паўлюкевіча, які аддаў Вялуцкай школе 30 гадоў жыцця, у школе было сабрана і сістэматызавана шмат мясцовых матэрыялаў. Яны і сёння з’яўляюцца “жывымі сведкамі” жыцця продкаў велуцян.

У групе аматараў вывучэння гісторыі сваёй роднай вёскі 18 дзяўчынак і хлопчыкаў. Працы ў іх непачаты край. Цяпер краязнаўчая дзейнасць вучняў ахоплівае такія накірункі, як:

— аднаўленне школьнай адукацыі ў пасляваенныя дзесяцігоддзі;
— асаблівасці правядзення калектывізацыі ў в. Велута;
— паходжанне прозвішчаў, мянушак жыхароў роднай вёскі Велута.

Дзякуючы актыўнаму ўдзелу вучняў у конкурсах “Даўні фотаздымак”, “Аднавяскоўцы”, “Вялуцкія вобразы”— быў папоўнены фотаархіў кабінета гісторыі. Гэтая карысная праца разлічана на 3-4 гады. Не магу не сказаць аб тым, што ў Велуце быў свой мясцовы, знакаміты ў 50-90 гады фотамайстар — Дзям’ян Сяргеевіч Драбовіч, які пакінуў пасля сябе памяць з некалькіх тысяч выдатных фотаздымкаў, частка якіх ёсць і ў школе.

Да Тыдня гісторыі, які традыцыйна ладзіўся ў лютым, вучні сістэматызавалі і прэзентавалі ў таблічнай форме звесткі аб загінуўшых і прапаўшых без вестак на франтах Вялікай Айчыннай вайны.

Распачата праца па знаёмству з асновамі даследчай дзейнасці. Ірына Пятроўна з дзецьмі у будучым годзе плануе браць удзел у раённай навукова-практычнай канферэнцыі. У вучняў і Ірыны Пятроўны ёсць жаданне і практычная зацікаўленасць. Верыцца, што школьнікі Вялуцкай школы будуць ведаць свае карані, гісторыю сваёй вёскі і яе наваколляў. Аб гэтым добра сказала падчас краязнаўчай канферэнцыі, настаўніца гісторыі Марыя Барычэўская у сваім вершы:

… Губляем самабытнасць да асноў.
І каб не сталі дзеці нашы “Іванамі,
Не помнячымі племені і роду,”
Мы ў іх павінны з ранніх год выхоўваць
Любоў, павагу да свайго народа.
Вучыць іх трэба словам матчыным
І казку, песню, мілую на слых,
Бо ў іх — наша Гісторыя і Спадчына,
Культура, слаўная сярод культур другіх!

І.А. Панасюк. Красавік 2011 года “Лунінецкія навіны”.


У учащихся СШ № 1 г. Микашевичи большой интерес вызывает музей природы (дата основания 1992 г.), в котором имеются экспозиции: лекарственные растения, млекопитающие и птицы, лекарственные растения в защиту зелёному другу, “Люби и охраняй природу”. В школе имеется отдельная экспозиция боевой славы, где можно ознакомиться с разделами: “Родина–мать зовёт!” — начало Великой Отечественной войны, документы о Синкевичском подполье; ветераны войны — наши земляки, наши учителя; материалы “Боевой путь 55 Краснознамённой Мозырской дивизии”; партизанское движение на территории Лунинецкого района и былого Ленинского района.

25 ноября 2011 года. Лунинская СШ. Приехал за два часа до открытия областного фестиваля, “Лунинская осень”. В здании царила праздничная атмосфера. Все помещения и коридоры празднично убраны. Развёрнуто несколько выставок поделок разных кружков, которые работают в школе. Очень понравился музей в школе. Он посвящён истории школы и родной деревне. Располагается в двух небольших помещениях, но всё то, что в нём бережно собрано и размещено на стендах, в витринах, стоит и лежит — представляет собой свидетельства жизни лунян нескольких поколений. Они могут по праву гордиться своим “Уголком памяти”. В районе, да и в области подобных не много. Чувствуется, что он готовился не один год. Всё, что в нём находится, собрано учителями и учениками не одного поколения, с великой любовью, всё поставлено и положено теми людьми, которые с детства это видели и среди которых жили. Заходишь в «хату нашых продкаў» и видишь то, что было в домах нашего детства и юности. Это здорово, что хотя бы в музеях мы можем ещё увидеть частичку нашей истории.

В течение двух часов в школе проходила тёплая встреча учеников с писателями и поэтами Беларуси. Среди гостей был земляк Николай Еленевский, член Союза писателей России и Беларуси, написавший прекрасную книгу о настоятеле Лунинского храма — составителе первой белорусской грамматики — Платоне Тихоновиче. За книгу “Час святара” Николай Васильевич удостоен премии имени Владимира Колесника. Встреча гостей с учениками в этом году была посвящена 120-летию со дня рождения нашего славного белорусского песняра Максима Богдановича. Вторая часть встречи проходила в доме культуры города Лунинца.

В Любанской СШ центром краеведения также является музей истории деревни, открытый 28.08.1987 года. Здесь в течение учебного года проводятся классные часы с постоянной тематикой “Мая маленькая Радзіма”. Экспозиции музея используются на уроках и воспитательных мероприятиях, на занятиях по интересам, встречах с интересными людьми. На них часто приходит учитель–ветеран, поэт, писатель, этнограф, историк и местный фольклорист — Степан Павлович Нефидович. В своё время здесь часто отдыхал и писал свои некоторые пьесы Андрей Макаёнок. Сегодня центральная улица носит его имя. У входа в дом культуры висит мемориальная доска Герою Социалистического Труда, бывшему председателю колхоза “Новое Полесье” Владимиру Степченко и драматургу А. Макаёнку.

Присутствовал на встрече руководителей туристско-краеведческих кружков школ района. Семинар по обмену опытом работы проходил в Любанской школе. Позавидовал по-доброму прекрасному зданию с хорошо оборудоваными класс-кабинетами, чистоте и порядку на территории, в классных комнатах и корридорах. Это говорит о любви учеников и учителей к своей школе, как к своему второму дому.

Всем гостям была предложена непродолжительная экскурсиия по залам, роль которых играют коридоры двух этажей (я специально заостряю внимание на этом факте). Школьный музей приятно порадовал. Разделы имеют этнографическую, историко-краеведческую направленность. Количеству оригинальных экспонатов могут позавидовать даже некоторые районные музеи. Во время экскурсии руководители кружков познакомились с историей деревни Любань и происхождением её названия, историей школы, колхоза, с жизнью жителей деревни и их главными занятиями в разные исторические времена, начиная от принадлежности их предков к работникам двора рода Радзивилов по сегодняшний день. Имеется богатый раздел военного периода, разделы о партизанском движении и годах мирного восстановления. Оригинальная мужская и женская одежда, почти 200-летней давности даёт нам, представление о жизни трудолюбивых предков. Как красивы вышитые женские и мужские сорочки, сшитые из домотканого полотна! Здесь же стоит и ткацкий станок, готовый к работе. А сколько всякой домашней утвари!.. И всё это ученики не только видят, но и знают их назначение! Очень много фотографий, начиная с конца ХIХ-го столетия и до наших дней. Но приятно было больше всего слышать то, что за годы существования не пропал ни один экспонат, наоборот музей пополняется постоянно новыми материалами и находками. Замечательную экскурсию провела завуч школы Татьяна Михайловна Багук. Располагаются все материалы и стенды в коридорах школы, что даёт возможность ученикам на перерывах жить историей своей родной деревни, своих предков, гордиться тем, что их школа в предверии 100-летнего юбилея. А сколько знаменитых людей вышло из её стен!

Музей начал создаваться по инициативе одного из директоров — В.Л. Филиновича активную помощь, участие в сборе материалов и экспонатов оказывали А.А. Шевчик В.С. Янцевич, С.П. Нефидович. Заведует музеем филолог А.А. Сыцевич. Начиналось всё это в 1986 году, тогда же была создана группа экскурсоводов из числа учеников 7-9 классов. Всё, что есть в музее, учтено, разработан сценарий экскурсий для разных возрастов. После экскурсии прошёл практический семинар по теме: «Туристско-краеведческая работа в школах района».

Ветеран педагогического труда, Николай Леонтьевич Хомко, учитель истории Язвинской СШ, долгие годы работавший директором, собирает со старшеклассниками песенное наследие жителей деревень Язвинки, Яжевки, Дворец, обрабатывают его. В течение года материалы используют учителя-филологи, историки, а также классные руководители. Николай Леонтьевич неутомимый краевед, исходил и изъездил с учениками не не одну тысячу километров ещё в 80-90-е годы ушедшего столетия. Побольше бы таких учителей-энтузиастов и патриотов нашей Беларуси! Руководитель кружка Лющанской базовой школы Г.Н. Профит руководит группой, которая посвятила свою работу теме: “Женский костюм д. Дятловичи в начале 19 века”. Группа стала дипломантом в областном конкурсе и была награждена дипломом 2–й степени и в итоге заняла 2-е место в области. Кружковцы начали изучать историю д. Люща.

А.И. Берёзко руководит туристическим кружком спортивного ориентирования в Дубовской СШ Группа практически изучила все окрестности не только родной деревни, но и Белого озера. Часто бывают в однодневных походах или велосипедных поездках. Посещают места захоронения погибших воинов, приводят памятники в порядок не только в деревнях, но и в отдаленных лесных массивах или в полях. Отдыхали на Припяти, куда совершали велосипедные поездки. Посещают местные объекты природы.

Все выступающие были едины в том, что туристско-краеведческая работа с учениками всегда идёт рядом с патриотическим воспитанием. Это посещение в местах пребывания музеев, уголков боевой Славы; встречи с ветеранами войны и труда, встречи с воинами-интернационалистами, знаменитыми людьми данной местности; города или деревни. Одновременно дети наблюдают за природой, фотографируют увиденное, снимают на видиокамеру, записывают рассказы старожилов и т.д. А это и есть самое главное в работе всех руководителей туристических, краеведческих кружков, групп и факультативов. Польза от такой работы огромная, но она требует от руководителей постоянной готовности планомерно идти к достижению этой цели. На этом пути бывает всё, главное не свернуть, не предать надежд своих подопечных, они очень чувствуют это. Работа ответстенная, ибо она связана с сохранением здоровья и жизни детей, об этом надо помнить руководителям, учителям-предметникам каждую минуту. Так было во все годы работы в школе. Если что-то можно исправить в работе инженера, агронома, лесовода и другого специалиста, то нельзя исправить “поломанную“ душу ребёнка, нельзя допустить, чтобы он утратил к вам доверие. (И.П.).


“Настаўніцкая газета”, 13 жніўня 2011 года

“…Каб кожны вучань сказаў: “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся!”

Краязнаўства — від дзейнасці педагогаў, які на працягу некалькіх дзесяцігоддзяў арганічна ўваходзіць у сістэму спачатку асветы, а потым і адукацыі нашай краіны. Шырокі краязнаўчы рух вёўся яшчэ ў 1930 гады… Лепшыя традыцыі даваеннай школы атрымалі сваё развіццё ў 1970-1990 гады пад эгідай «Мая краіна — СССР», якая амаль не ўлічвала гістарычных, геаграфічных і нацыянальных умоў саюзных рэспублік. З набыццём нашай краінай незалежнасці ў сістэме адукацыі пачаліся пошукі новых форм краязнаўчай работы, з улікам беларускіх рэалій. У 1992 годзе была аб’яўлена Усебеларуская турыстычна-краязнаўчая экспедыцыя “Наш край”. І вось 5 гадоў па краіне крочыць акцыя “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”, якая падтрымліваецца Міністэрствамі адукацыі, прыродных рэсурсаў, культуры, спорту і турызму, інфармацыі, Дзяржаўным камітэтам па маёмасці, Нацыянальнай акадэміяй навук.

Даследванне малой Радімы вядзецца ва ўстановах адукацыі па напрамках: “Мой род, мая сям’я”, “Мая школа — часцінка майго жыцця”, “Мая вёска, мой горад”, “Мая Радзіма — Беларусь”. Навучэнцы выконваюць заданні, накіраваныя на даследванне як агульнавядомых аб’ектаў гісторыі, культуры, эканомікі, прыроды рэгіёна, так і малавывучаных, маладаследаваных; распрацоўваюцца рэгіянальныя праграмы, праекты па даследванні, адраджэнні, захаванні, прапагандзе і папулярызацыі помнікаў мясцовай гісторыі, культуры і эканомікі; сістэматызуюцца веды аб гісторыі, культуры і прыродзе малой радзімы.

У рамках акцыі ўстанаўліваюцца сувязі паміж агульнаадукацыйнымі ўстановамі, установамі пазашкольнага выхавання з навуковымі і дзяржаўнымі арганізацыямі, творчымі саюзамі і грамадскімі аб’яднаннямі. (Да такой высакароднай акцыі часта далучаюцца і бацькі. Вывучэнне радаводаў, этнаграфіі, гісторыі, прыроды вакол вёскі, горада, урочышчаў — усё гэта дае ўдзельнікам акцыі “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся” выдатны імпульс. Гэта работа зацягвае вучняў і настаўнікаў, негледзячы на “павальную кампутарызацыю”, якую можна выкарыстоўваць у гэтай акцыі — І.П.).

Карысць акцыі мае практычны напрамак. Усе ўдзельнікі яе праз 2-3 гады назапашваюць такі матэрыял, што ў некаторых выпадках можна пісаць навуковую працу У «Краязнаўчай газеце» № 1 (402) студзень 2012 года ёсць невялікая інфармацыя аб выніках конкурсу “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся” за 2011 год. “На разгляд было прадстаўлена 122 работы з розных рэгіёнаў вобласці ў розных намінацыях. Конкурс дазволіў навучэнцам далучыцца да пошукава-даследчай дзейнасці, скіраванай на даследванне і папаўненне летапісу сваіх населеных пунктаў”. Ці не працяг гэта той працы “чырвоных следапытаў” у 1970-1990 гады?.. Гэта ж вельмі прыемна адчуваць, што “Пошук”, які пачаўся ў тыя гады, працягваецца і прыносіць вялікую практычную карысць усім нам! Мы больш даведваемся аб слаўнай гісторыі нашай Радзімы — Беларусі (І.П.).

“Ва ўстановах адукацыі краіны дзейнічае каля паўтары тысячы музеяў, дзе захоўваюцца каштоўныя і нават унікальныя экспанаты. Музеі адыгрываюць вялікую ролю ў выхаванні навучэнцаў. Нашы школы выпускаюць у дарослае жыццё дзесяткі тысяч юнакоў і дзяўчат, сапраўдных грамадзян, патрыётаў. Расказаўшы пра іх, імі будзе ганарыцца ўся наша краіна. Яшчэ Скарына пісаў, ”…што кожны чалавек да таго месца, дзе нарадзіўся і ўскормлены, вялікую ласку мае”. Калі прадоўжыць гэтыя вядомыя словы, то можна сказаць, што значнае месца ў жыцці кожнага чалавека займаюць яго родная вёсачка або горад. Упэўнены, што населены пункт, у якім прайшло ваша дзяцінства, адыгрывае вялікую ролю ў і жыцці краіны.

Раз в два года отдел образования проводит краеведческую конференцию под девизом:

“Жыву ў Беларусі і ганаруся!” Школьники выступают со своими творческими докладами, показом своих результатов 2-х летней работы. Работы школьников имеют практическую направленность. Это очень эффективная форма работы с учениками 6-11 классов. Ребята в течение 2-х лет систематически и регулярно занимаются со своими руководителями любимым делом, на конференции это очень заметно, как они болеют за свои школы, за своих товарищей.

На конференциях редко звучит слово патриотизм, но в ребятах видится и чувствуется гордость за свои деревни, за улицы городов — Лунинец и Микашевичи, любовь к родному краю. Ощущается уверенность в хорошем будущем нашей молодёжи, а значит и в будущем нашей Родины — Республики Беларусь.

В прошедшем году многие школы готовились к финалу третьего этапа республиканской акции, который прошёл как олимпиада 29 октября 2011 года в СШ № 3 г. Лунинца. Было два задания: 1-е — тестовое задание по Брестчине, 2-е — летопись населённого пункта. 1-е место по сумме 2-х этапов заняла гимназия В.И. Недведского города Микашевичи, 2-е — Кожан-Городокская СШ, 3-е — Дворецкая СШ. Отрадно то, что каждая школа готовится по своему направлению, не повторяясь. Это очень практичная реальная программа для школ, лицеев и колледжей. Сегодня прочитал в “Краязнаўчай газеце” (№ 6, февраль 2012 года) итоги республиканского конкурса на лучшую летопись населённого пункта в рамках республиканской акции обучающейся молодёжи “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”. Среди всех награждённых 6 коллективов Брестской области, а среди этих 6, в номинации “Города раённого подчинения”, есть представители и нашей славной Лунинетчины, это Чашейко Валентина и Конопацкая Наталья — ученицы 11 класса средней школы № 1 города Микашевичи (педагог Е.Г. Галик). Они в данной номинации получили диплом 2-й степени, с чем мы их и поздравляем. Школа и родители могут ими гордиться.

Назад | Далей



Школьный музей Бостынской СШ посвящённый воинам-афганцам Лунинецкого района.


В музее Лунинской СШ 2011 г.


Колосов Л.Л в г. Лунинца.






15 лютага 2011 года
Ірына Пятроўна
з групай краязнаўцаў.