Галоўная

 Кнігі
Памяць
Вялута
Навасёлкі лунінецкія
Интернат ты наш
Палессе маё Лунінецкае
Кажан-Гарадок 500-гадовы
Письма командировnew

Клуб Лунінецкая Муза

Лунінец

Мікашэвічы

Вёскі раёна

Расклад руху аўтобусаў

Гасьцёўня

luninetsm@tut.by

Iван Панасюк

Письма командиров

I. Дела давно минувших дней…

70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, памяти воинов отряда осбого назначения “Борцы”, партизан и подпольщиков нашей Лунинетчины в 1941-1945 годах, посвящается.
Труд поиска пока не завершён,
 Ещё не подвели черту под списком.
  Резец не мало высечет имён
   На мемориальных обелисках…

Вместо предисловия…

71-ой год мы живём под мирным небом. Каждый третий белорус погиб в той страшной, надеемся, последней войне. Вряд ли найдётся у нас в Беларуси семья, которая не потеряла отцов, дедов, братьев. Остались единицы участников Великой Отечественной войны. Возвращаюсь мысленно к 1972 году, когда на государственном уровне было принято решение вернуть в школы начальную военную подготовку, отменённую в 1962 году. С высоты сегодняшнего дня, посвятив 39 лет работе в школе, хочу с уверенностью сказать, что это было очень своевременное решение, особенно относительно мальчиков и юношей. Уроки НВП подняли престиж военной профессии, вовлекли не только мальчишек, но и девчонок в военно-патриотическую и поисковую работу, активизировалась и туристическая работа. Активно совершались походы по родному краю.

Лунинетчина — партизанский край. На территории района базировались и сражались против немецких захватчиков партизанские отряды бригады имени С.М. Кирова, командирами которой были: А.П. Савицкий, позднее Ф.И. Лисович, комиссарами — Ф.И. Лисович и Г.И. Швец. Бригада состояла из трёх отрядов: имени И.В. Сталина — (командир И.М. Корбан, комиссары — М.М. Барсуков и Мащиц А.А.). “За Родину”— (командир М.Г. Каштанов, комиссар — А.А. Светцов) и имени М.И. Калинина — (командиры В.Г. Чернышов и М.Х. Хасенов, комиссар — И.Л. Романюк).

Кроме того, в районе действовали другие отряды, бригады. Были и отряды ОМСБОНа (отдельной мотострелковой бригады особого назначения), формировавшейся с 27 июня по октябрь 1941 года в Подмосковье. С воинами отряда “Борцы” нам, членам группы “Поиск”, посчастливилось быть знакомыми и встречаться в Москве 9 Мая 1980 и 1981 года.

В школах республики ширилась поисковая работа, создавались группы и отряды следопытов. Был создан Республиканский клуб “Поиск” и штаб.

Меня послали на курсы веннных руководителей в г. Брест и по возвращению, назначили военруком в Велутской СШ (позднее должность называлась-учитель НВП), на тот момент я был в школе единственным учителем, кто служил в Вооружённых Силах СССР. Наряду с созданием кабинета НВП, мы с учениками разработали свой первый, очень простой, но выполнимый в течении 2-3 лет план. В нём поставили перед собой задачи на 1979/80 учебный год:

1. Собрать подробные сведения об участниках Гражданской и Великой Отечественной войн.
2. Собрать фотографии погибших на фронтах жителей д. Велута.
3. Подготовить стенд “Они служат Родине”.
4. Создать стенд “Они учились в нашей школе”.
5. Провести вечера-встречи с “выпускниками-отпускниками” 23 февраля.
6. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны в канун 9 мая.
7. Организовать вахту почётного караула у памятника погибшим воинам.
8. Заняться розыском родственников погибших солдат, похороненных в д. Велута и установить с ними переписку.

Таких пунктов на учебный год у нас было 16. За каждым были персонально закреплены ученики старших классов, указывали даты исполнения. Кто-то подумает, что это слишком “казённо”. Хочу сказать, что ребятам очень нравился такой подход. Всё, что мы “спланировали”, с увлечением и энтузиазмом выполнялось.

Немного раньше, в 1976 году одним из первых в районе мы составили план посещения “поклассно” городов-героев, начиная с Брестской крепости, а весной 1977 года с активистами 9-10 классов на весенних каникулах собрались посетить Севастополь. Многие сомневались в осуществлении задумки. Но когда дружно поработали в январе две недели после уроков в лесничестве на заготовке “сосновой лапки”, очертания поездки приняли реальные контуры.

Сделаю маленькое отступление. Пожалуй, я никогда больше не видел, чтобы дети так охотно и без устали работали в лесу, приговаривая: “Давайте ещё немного!” Им хотелось, заработать побольше денег, чтобы меньше брать у родителей. Одновременно начали готовиться к поездке, связались с турстанцией города Севастополя. Нас согласились принять и предоставить на 5 суток ночлег в одной из школ в районе Херсонеса. Мы читали всё имеющееся в школьной библиотеке и библиотеках домашних о Севастополе. В 1966/67 году во время срочной службы обучался в 39-й Аварийно-спасательной подводно-технической школе водолазов, поэтому немного знал город. Знаете, когда дети загорелись желанием поехать, у них “выросли крылья”. Усиленно шла “экипировка”. И вот этот день настал: 23 марта со станции Люща поездом Рига-Симферополь отправились на Южный берег Крыма. Не описать ту радость, которую испытывали дети, когда сели в поезд! Для большинства из них такая дальняя поездка была первой в их жизни и единственной.

Заранее с детьми наметили места посещения в городе-герое Севастополе. В первый же вечер все изъявили желание пойти сразу к морю, которое было в 20-и минутах ходьбы от места нашего ночлега. Эта берег в районе мыса “Херсонес”, место древнегреческого города-государства. Мы осмотрели узенькие улочки древнего Херсонеса и представили себе, что более 2 тысяч лет назад там жили древние греки. Но ребята рвались к морю. Я часто вспоминаю эту картину — более двух десятков мальчиков и девочек, бегущих к самой воде. Через мгновение они начали мыть лица и руки морской водой. Среди группы был Коля Калиновский. Он очень красиво пел и мечтал в будущем стать Магомаевым. Он стал на колени и принялся по-своему молиться, глядя на море. Зрелище со стороны было очень впечатляющим. Море слегка штормило, прибивая к берегу пену, подувал солёный ветерок. На детей, никогда наяву не видевших моря, всё это произвело неизгладимое впечатление. Часто вижусь со многими из “экскурсантов”. При встрече все они вспоминают именно тот момент. Нас ждали 4 незабываемых дня встреч с героическими местами Севастополя: в военно-морском музее, с Графской пристанью, где сфотографировались на фоне памятника затопленным кораблям. Не могли пропустить и монументальную панораму обороны Севастополя в период Крымской войны 1854/55 годов, картину, высотой выше 15 метров и по кругу около шестидесяти метров... Были мы и на 4-ом бастионе, где размещалась батарея Льва Толстого, 27-летнего подпоручика. После Крымской войны он написал свои известные “Севастопольские рассказы”. В один из дней посетили Малахов Курган, откуда командовал обороной города адмирал Нахимов. 3 декабря 1966 года, в день перезахоронения останков Неизвестного солдата в Москве я принимал здесь военную присягу. Мы были и на знаменитой Сапун-горе, где находится диорама её штурма 7 мая 1944 года. Фотографируя детей наблюдал за их эмоциями. У мальчиков и девочек горели глаза, чувствовалось их восхищение подвигами моряков и севастопольцев в годы тяжёлых испытаний. Слышал, как некоторые из них говорили, что их отец тоже был тоже на войне и имеет боевые награды. Подобные моменты в жизни влияют на формирование чувств патриотизма, истиной любви к Родине больше, чем 45-минутная беседа на классном часу.

Побывала группа и в скальном монастыре, который был вырублен более 200 лет назад. С высоты 150 метров наблюдали, как режется машинами природный строительный материал — белый камень. Совершили морскую прогулку на катере. Учеников поразило не только героическое прошлое Севастополя, но и идеальная чистота на всех улочках и площадях, дети воочию убедились, как много зависит от жителей города, от их истиной любви к родному месту. Из Севастополя у нас была увлекательная поездка на автобусе по Крымским горам до Ялты, где мы провели 2 сказочных дня. Посетили “Поляну сказок”, могилу нашего белорусского Песняра — Максима Богдановича, совершили морскую прогулку в направлении “Ласточкина гнезда”, посмотрели фильм в кинотеатре, прогулялись по Приморскому бульвару. Впечатлений у ребят добавилось ещё. По приезду домой делились впечатлениями об увиденном в нашей районной газете:

У горадзе рускай славы

У 1783 годзе былі заснаваны порт і крэпасць Севастопаль. Севастопаль значыць “горад славы”. І сапраўды, неўзабаве баявая слава пакрыла ветразі юнага расійскага флоту, стаўшага на севастопальскім рэйдзе, наганяўшага жах на турак.

Пра ўсё гэта мы, вучні і настаўнікі Вялуцкай школы, даведаліся ў час нядаўняй паездкі ў Севастопаль. У гэтага маладога горада надзвычай багатая і слаўная гісторыя. Менавіта тут успыхнулі нязгаснымі зоркамі імёны Ф.Ф. Ушакова, М.П. Лазарава, П.С. Нахімава, У.А. Карнілава, С.В. Макарава і другіх. Да гісторыі Севастопаля належаць падзеі, якія адбываліся і пасля Крымскай вайны 1854/55 гадоў, у 1905 годзе ў час паўстання на крэйсеры “Ачакаў”. Усяму свету вядома пра 250 сутачную абарону Севастопаля ад зграі гітлераўцаў, у час якой 300 тысяч фашыстаў атрымалі драўляныя крыжы на магілах, замест жалезных на мундзіры. 7 мая 1944 года пасля трохдзённага штурму Сапун-гары савецкія войскі ўвайшлі ў горад.

У першы дзень нашай паездкі мы наведалі старажытны грэчаскі горад-дзяржаву Херсанес. Раскопкі, якія там вядуцца, расказваюць шмат цікавага аб яго далёкім мінулым, аб занятках, культуры даўніх пасяленцаў аднаіменнага мысу. Мора ў час нашага наведвання Херсанесу было неспакойным. Яго хвалі з сілай біліся аб бераг, у даўно пахаваныя пад тоўстым слоем пяску камяні старажытнага горада.

На наступны дзень мы наведалі Інкерманскія вышыні. Зараз гэтае месца называецца “Белакаменнае”, таму што тут нарыхтоўваюць белы прыгожы камень, з якога будуюць дамы. Тут жа мы пабывалі ў старадаўнім манастыры, высечаным у скалах.

Але галоўнае ж, зразумела, сам Севастопаль. Адна з яго найвялікшых славутасцей-панарама горада ў час Крымскай вайны. Сустрэчу з панарамай нельга перадаць словамі. Гэта патрэбна бачыць. І можна смела сказаць, што калі вы не бачылі панараму, вы не былі ў Севастопалі.

Графская прыстань… Яна была сведкай затаплення караблёў Чарнаморскага флоту у 1854 годзе. Гэта падзея ўвекавечана помнікам. Чацвёрты бастыён. Яго камяні помняць 27-і гадовага падпаручыка Льва Талстога. Помнік матросу Кошцы… Помнік інжынеру-фартыфікатару Татлебэну… Назвы вуліц: Ачакаўская, Пірагова, Ушакова, плошча Нахімава.

Гадзіннік на шпілю матроскага клуба выбівае мелодыю:

Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов.
Севастополь, Севастополь,
Гордость русских моряков.

А на Сапун-гары гучыць другая музыка, заклікаючы помніць усіх загінуўшых пры яе штурме, мелодыя:

Гремело громкое — Ура!
Ревело море в час прибоя.
Сапун-гора, Сапун-гора,
Как много связано с тобою…

Так, не высокая Сапун-гара. Усяго якіх-небудзь 92 метры. Але варта ўспомніць, якім быў пасля выгнання гітлераўцаў яе схіл: траншэі, варонкі, павуцінне калючага дроту. Нарадзіўшыся два стагоддзі таму назад як база рускага флоту, Севастопаль па-флоцку і пабудаваны. Прычалы, молы, сігнальныя мачты — усё ў такой жа меры належыць гораду як і мору. Вуліцы Севастопаля — нібы працяг карабельных палуб, такая звыклая для іх чысціня. Ступені яго лесвіц — працяг карабельных трапаў, такія ж яны крутыя. Яго мужчыны служаць, а юнакі рыхтуюцца да марской службы.

З Севастопаля дарога завяла нас у горад-курорт Ялту. Двухгадзінная прагулка на аўтобусе дала нам магчымасць палюбавацца Крымскімі гарамі. У Ялце мы наведалі знакамітую “Паляну казак”. Так там называюць выстаўку твораў дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва, сярод якіх шмат персанажаў рускіх народных казак. Зрабілі таксама і марскую прагулку на кацеры ўздоўж узбярэжжа, бачылі славутае “Ластаўчына гняздо”. Наш шлях дадому пралягаў са станцыі горада Сімферопаля праз Херсон, Нікалаеў, Кіеў, Чарнігаў, Гомель — гарады таксама непарушна звязаныя з гісторыяй нашай Радзімы.

“Ленінскі шлях”, 14 красавіка 1979 года

Ехали мы с Ялты до Симферополя троллейбусом. Ребята впервые попробовали незнакомый напиток “Пепси-кола”, в то время как у нас пользовался популярностью “Байкал”. Поездка была удачной и уже в поезде дети планировали экскурсию на будущий год. Деньги зарабатывали в колхозе на прополке свеклы, в производственной бригаде. Взяли ещё два участка свеклы, которые по какой-то причине никем не обрабатывались. Подготовку начали тоже заранее.

В 1978 году я руководил работой фото-кинокружка. Ребята с удовольствием изучали устройство киноаппаратуры, теорию, а в конце учебного года в Лунинце сдавали на права кинодемонстратора. Был организован школьный кинотеатр, где ”работали” свои киномеханики, кассиры. В течение учебного года просмотрели с учениками нашей Велутской школы 50 чудесных художественных узкоплёночных фильмов военной тематики: “Щит и меч”, “Неуловимые”, “Мёртвый сезон”, “Отряд особого назначения”, “Голубая стрела”, “Дзяўчынка шукае бацьку” и многие другие, которые получали из кинопроката Пинска.

Не забывали с ребятами и наши “скромные” планы работы. За два года поисков у нас собралось немало документов. Нам нужна была хотя бы маленькая комната, но с этим была проблема. Лишь к сентябрю 1979 года, после второго — удачного “покорения Крыма” и третьей пристройки к школе, нам выделили небольшой уголок. Мы радовались: хоть маленькая комнатка, но своя. Вот тогда, в сентябре 1979 года и созрел у нас с ребятами план создания группы военно-патриотического напрваления. Идеи, предложения были разные, но остановились на одной — назваться нашу просто — “Поиск”. Совсем скоро разработали текст присяги:

“Я, (имя, фамилия), вступая в члены группы “Поиск”, принимаю торжественную клятву, обещаю быть честным, правдивым и искренним, строго соблюдать статьи Положения, быть дисциплинированным, подчиняться командиру группы, руководителю.
Если я нарушу эту клятву, то пусть я буду исключён из состава группы “Поиск”.

(текст составлен, обсуждён и одобрен группой). 20/09/1979 года.
После принятия клятвы выработали “Положение о группе”.

1. Членом группы может быть каждый ученик, для кого память о павших (погибших) в боях за свободу и независимость нашей Родины, является священной.
2. Кто чтит ныне живущих ветеранов Гражданской и Великой Отечественной войн.
3. Кто помнит и знает о мужестве и героизме нашего великого народа, для которого святым правилом были слова: “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет, на том стояла, стоит и стоять будет земля русская!”
4. Каждый член группы должен уметь вести переписку с ветеранами войны, их близкими и родными, семьями погибших, а также писать заметки, статьи или очерки в газеты и журналы.
5. Каждый член группы должен быть инициатором (военно-) патриотического воспитания в своём пионерском отряде, комсомольской группе, в школе, среди населения.
6. Должен прапогандировать среди учащихся и населения всё то, что открыто (найдено) группой о мало известных страницах войны.
7. Должен упорно овладевать знаниями основ наук, быть примером в поведении в школе и вне её, беречь честь группы.
8. Каждый член группы обязан воспитывать в себе способность подчиняться требованиям командира; исполнять все поручения добросовестно в срок, проявляя при этом собственную инициативу.

(Текст Положения принят на общем собрании группы 20 ноября 1979 года).

План работы группы “Поиск” в 1980/81 учебном году.

1. Продолжить сбор материалов, фотографий, газет об отряде “Борцы”, о бригаде ОМСБОН.
2. Продолжить переписку с родными погибших и умерших от ран в июле 1944 года, красноармейцев, перезахороненных с д. Новосёлки.
3. Встреча с партизаном отряда имени М.И. Калинина бригады имени С.М. Кирова Пинского партизанского соединения, уроженцем деревни Велута, жителем Крымской области Марком Тихоновичем Коховичем.
4. Подготовить 7 статей в газету “Ленінскі шлях”.
5. Переоборудовать и дополнить два стенда.
6. Начать сбор материалов о д. Велута, её настоящем и прошлом.
7. Ходатайствовать перед Бостынским сельсоветом об изготовлении мемориальной доски на памятник в д. Велута с фамилиями погибших и умерших от ран красноармейцев.
8. Провести совместное собрание с учениками Гоцкой СШ, провести совместный поход к месту дислокации отряда «Борцы».
9. Встреча с начальником штаба отряда имени М.И. Калинина Ермаковым А.П.
10. Вечер встречи с бывшими воинами Советской Армии и ВМФ, выпускниками нашей школы
11. Вести регулярную переписку с ветеранами отряда “Борцы”.
12. Установить контакт с одной из московских школ, имеющих музей, посвящённый воинам-омсбоновцам.
13. Проводить регулярно занятия по ПДД, готовиться к поездке на встречу с ветеранами отряда “Борцы” и воинами ОМСБОНа.
14. Установить переписку с командиром отряда особого назначения “Богатыри”, (место дислокации – недалеко от д. Чудин, Ганцевичского района) Героем Советского Союза Алексеем Никитовичем Шиховым.
15. Совершить 5 дневный поход к месту дислокации отряда “Соколы”, Выгоновское озеро.

Состав группы “Поиск” 1980/81 учебного года.

Группа “Поиск” в Уголке боевой славы отряда “Борцы” перед планированием работы на 1980-1981 годы.

1. Гордюк Алла
2. Гордиевич Раиса
3. Деркач Александр
4. Дырман Людмила
5. Кавелько Светлана
6. Козлович Леонид — зам. командира группы.
7. Климчук Михаил
8. Кохович Екатерина — командир группы.
9. Курак Нина
10. Максимчик Светлана
11. Максимчик Сергей
12. Максимчик Елена
13. Олешкевич Анатолий
14. Орехва Наташа
15. Свирский Анатолий
16. Тарасеня Нина
17. Токар Виктор
18. Ходотчук Тамара
19. Хлуд Ирина
20. Хлуд Алексей
21 Хлуд Тамара
22 Ходотчук Сергей
23. Юрко Нина

Каховіч Адам Раманавіч

Девизом группы стали слова “Никто не забыт, ничто не забыто!”, они же были на нарукавных эмблемах. При сортировании собранных в семьях жителей Велуты документов, обнаружили интересную справку, которая принадлежала одному из оставшихся в живых участников Гражданской войны, жителю д. Велута Адаму Романовичу Коховичу. В ней было написано:

Справка
Дана тов. Коховичу Адаму Романовичу в том, что он является связным отряда “Борцы” войсковой части п/почты №64775.
Командир отряда: Д. Распопов, ст. лейтенант. 4 июля 1944 года.
Справка была выдана за 4 дня до освобождения Велуты. Такой же документ имел и ещё один житель — Афанасий Иванович Дедин. Но об этом я узнал лишь в 2006 году, заканчивая сборник “Велута”.

Нас с ребятами очень заинтриговало, что это был за отряд, который имел номер войсковой части?.. Этот эпизод и послужил толчком к “оживлённой” поисковой работе.

Несколько слов о А.Р. Коховиче и А.И. Дедине Это были два честнейших человека в Велуте. Адам Романович, к моему удивлению, разговаривал с родными и односельчанами только на русском языке. После войны неоднократно избирался депутатом Бостынского сельсовета. Был очень авторитетным среди односельчан. Его жизненный путь был нелёгок. Он — один из 5 жителей Велуты, участник Гражданской войны. Участвовал в разгроме банды Антонова в Сибири, в уничтожении басмаческих банд в Средней Азии и изгнании Булак-Балаховича с территории западной части Беларуси. (Материал о нём есть в книге “Велута”). Хочу лишь добавить, что ко времени нашего знакомства он был уже на заслуженном отдыхе и получал скромную пенсию. Когда я рассказал об Адаме Романовиче в райсобесе, мне сказали, чтобы он со своими справками и военным билетом приехал к ним. В результате, через 5 месяцев он получил удостоверение персонального пенсионера областного значения, а пенсия его выросла более, чем в два раза. Вышло так, что мы с ребятами помогли Адаму Романовичу, и ещё в течение 10 лет он получал заслуженную пенсию.

Афанасий Иванович Дедин тоже был уважаемым человеком. После войны был избран первым председателем колхоза “Красная звезда”. Очень сожалею, что мы с детьми не знали о его связях с отрядом “Борцы” дед Афанасий постеснялся рассказать об этом.

Создав официально группу “Поиск”, мы принялись за оформление Уголка боевой Славы.

Назад | Далей



Первая встреча с Чёрным морем.
г. Севастополь, 25.03.1978 г.


У постамента самоходки военных лет.


Здание панорамы обороны Севастополя в 1854-55 годах.


На приморском бульваре 1978 г.


Останки древнегреческого города Херсонеса.


У памятника защитникам города в годы Крымской войны.


У Графской пристани.


Батарея Льва Толстого периода Крымской войны 1854/55 гг.


У памятника инженеру-фортификатору Э.И. Тотлебену.


У памятника.
Севастополь 1978 г.


На Сапун-горе 1978 г.


У памятника погибшим воинам 07.05.1944 г. Сапун-гора


У экспонатов на Сапун-горе 1978 г.


Памятник адмиралу Нахимову П.С.


Бронепоезд военных лет.


У Сапун-горы.
Севастополь 1978 г.