Альманах "Лунінецкая муза", № 8

Вадзім Жылко, Віктар Пятроў

Права на пошук

Трясина

Виктор Петров

Мир ради радости и счастья —
не ради притеснений и нужды.
Низами

Кто-то из мудрых людей сказал, что историю часто пишут победители кровью побеждённых ими. Как говорится, победителей не судят. Особенно это проявляется в нашей родной Беларуси.

Уважительно относиться к собственной истории — это значит не просто знать даты каких-то эпохальных событий, их последовательность. Надо изучить их причинно-следственные связи, чтобы определить, почему именно случились те или иные последствия. Сейчас, когда Беларусь оказалась по существу у разбитого корыта, когда стремительно исчезают в нашем обществе национальное самосознание, интеллектуальный подход в решении государственных и общественных проблем и вообще иссякают жизненные силы народа, эти вопросы неибежно возникают в сознании: кто мы и откуда? Какие исторические факторы повлияли на то, что белорусы не в состоянии построить независимое демократическое государство? Почему для большинства белорусов так мало значат основополагающие понятия современного цивилизованного мира — свобода, права человека, демократия?

Психология белорусов — это психология людей, долгое время живущих на оккупированой территории. Кто только не хозяйничал на этой многострадальной земле! Поляки, русские, французы, снова русские, поляки, немцы, снова поляки, снова русские, снова немцы, снова русские... Быть гостями на собственной земле — что может быть абсурднее и унизительнее! И это продолжалось около пяти веков, если считать с 1569 года, когда в Люблине было провозглашено объединение Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеральное государство — Речь Посполитую, что многие историки считают событием, оказавшимся трагическим для белорусов, которые тогда называли себя литвинами.

С той поры белорусское общество всегда было расколото на две неравные части — национально сознательные (меньшинство) и коллаборанты, готовые сотрудничать с любой властью, пусть даже и чужой, либо безразличные к вопросам национального самосознания (большинство). По этому и получалось, что миллион белорусов воевал в армии Наполеона, что повстанцев Кастуся Калиновского вылавливали по лесам и сдавали царским властям белорусские же крестьяне. Во время Великой Отечественной войны были не только советские партизанские отряды, но и антисоветские, о чём у нас до сих пор не принято говорить официально. как и о событиях 25 марта 1918 года (провозглашение Белорусской Народной Республики (БНР), Слуцком антисоветском восстании 1920 года, о трагической судьбе белорусской интеллигенции в годы сталинского террора (только национально ориентированных писателей было уничтожено порядка двухсот человек). Поскольку большинство их них впоследствии реабилитированы, то их смерть - самое настоящее преступление советского режима против белорусской нации. И далеко не единственное. Беларусь стала местом постоянных торгов, переделов, перекройки границ, причём, делалось это с особым цинизмом, тайно, без ведома самого народа. Не все, наверное, уже знают, что Вильнюс, столица нынешней Литвы, — это бывшее белорусское Вильно. Так же, как польская Белосточчина, некоторые районы российских Смоленщины и Брянщины. Конечно, никто не предлагает переделывать границы, есть Хельсинское соглашение 1975 г. о незыблемости европейских границ. Но историю свою мы должны знать. И не только то, что нам усиленно внушает официальная пропаганда. А разве вторая мировая война, когда Беларусь на три года оказалась под фашистской оккупацией и потеряла более четверти своего населения, — это не предательство со стороны Москвы, обещавшей воевать только на чужой территории, но бездарно провалившей начальный период войны, пустив немцев аж на Волгу и Кавказ? Ещё восемь лет после окончания войны изнемогающая от военных ран Беларусь подвергалась немыслимым издевательствам со стороны министра МВД Цанавы и его приспешников. Вновь уничтожались самые сознательные и талантливые — учёные, писатели, художники, просто честные люди.

Парадокс, но даже сейчас, когда Беларусь формально является независимой республикой, общество вновь разделено. Но сознательных личностей, нонконформистов, желающих сделать Беларусь свободным, демократическим государством со своей национальной идеей и национальными особенностями, сейчас здесь неизмеримо меньше, чем, скажем, в начале XX-го века, когда идеи белорусского возрождения были особенно сильны.

Белорусы — народ, чьи физические и духовные силы, сама иммунная система сильно подорваны войнами, репрессиями, Чернобылем. В такое время своё веское слово должна сказать элита нации, которая могла бы выработать адекватные меры для вывода своего народа из затяжного духовного кризиса. Есть ли в Беларуси элита? Вопрос риторический. Выдающиеся люди во всех областях знаний у нас, безусловно, есть. Но назвать их собственно элитой нельзя, ибо при всех своих качествах они не пользуются необходимым авторитетом в широких народных массах. Люди озабочены примитивным выживанием и поэтому выбирают себе в поводыри не духовного вождя, а авантюриста, обещающего каждому минимум «чарку и шкварку», что на данном этапе, как это ни смешно звучит, стало национальной идеей белорусов. Сейчас мало кто понимает, что при таком положении вещей через несколько лет Беларусь может превратиться в духовную и интеллектуальную пустыню. Это произодёт ещё вероятнее и быстрее, если Беларусь войдёт в состав России, неминуемо став её колониальным придатком, каким была на протяжении двух самых мрачных веков своей истории.

Белорусы — народ, который внешне желает выглядеть цивилизованно, но не готов сделать решительных шагов, чтобы выйти из мрака темноты и невежества. Белорусы любят критически обсуждать другие страны и народы. Но объективно взглянуть на себя пока просто не в состоянии. Завышенная самооценка — очень опасная черта, она лишает народ стремления к самосовершенству. Белорусы как были, так и остались «людьми на болоте», хоть и осушили зти болота давно и сверх всякой меры. Детское самосознание, инфантилизм — ещё одна характерная черта белорусов. Они наивно ждут, что жизнь сама собой наладится, «всё будет хорошо», не ударив при этом палец о палец. Во что только не верили и до сих пор верят белорусы? В Бога, в светлое будущее, в «батьку», в Союз с Россией, в то, что «кадры решают всё», в то, что «работать надо, тогда всё будет». Но тупая, непроизводительная работа абсолютно бессмысленна. Белорусские предприятия и учреждения переполнены штатными единицами сверх всякого здравого смысла. Якобы, чтобы не было безработицы. Пусть мало зарабатывают, зато все как бы при деле. Но безработица, как ни странно, всё равно есть, и она растёт. А наиболее деятельные и энергичные люди находят себе применение и более достойный заработок за пределами Беларуси, в тех странах, которые, по утверждению белорусского руководства, пошли ошибочным путём развития. Где же логика?

В газете «Наша ніва» недавно был объявлен конкурс публикаций на тему «Какой я вижу Беларусь через 100 лет?» Большинство читателей склоняются к тому, что Беларусь будет свободной, независимой, войдёт достойно в европейское содружество. Есть и пессимистические прогнозы. Безосновательный оптимизм, вероятно, национальная черта белорусов, даже самой сознательной их части. Конечно, нельзя бесконечно падать вниз. Но далеко ли ещё то дно, твердь земная, от которой надо оттолкнуться, чтобы выплыть? А может, не стоит дожидаться, а вдруг там трясина?..

На верх старонкі