Лунінецкі раённы краязнаўчы музей

Лунінецкі сшытак № 5

З даследванняў лунінецкіх краязнаўцаў

В небе — СУ

Лев Колосов, краевед, председатель Белорусского союза филателистов

О месте рождения этого человека в разное время в разных отечественных справочниках и энциклопедиях сообщаются различные данные. В более ранних — село Глубокое Гомельской области, в более поздних — село Глубокое Витебской области. Почему так произошло, можно только предположить. Село Глубокое Витебской области до сентября 1939 года находилось на территории «буржуазной Польши» — весьма неудобный факт в жизни известного человека в годы подозрений и арестов. Возможно, этот человек, боясь репрессий, сознательно скрыл факт своего рождения на территории сопредельного государства. Во всяком случае, так сегодня многие историки и журналисты нашей республики объясняют этот факт биографии П.О. Сухого. А речь идет именно о гениальном авиаконструкторе Павле Осиповиче Сухом.

П.О. Сухой родился 10 июля 1895 года в селе Глубоком Виленской губернии (ныне райцентр Витебской области). Вот текст свидетельства о рождении из Вильнюского архива: «По указу его императорского Величества, Самодержца Всероссийского, Литовская Духовная Консистория, согласно определению своему, выдаёт настоящее свидетельство в том, что в метрической книге Глубокской церкви, Виленской губернии Дисненского уезда за 1895 год в 1 части о родившихся, в ст. 109 мужеского пола имеется следующая запись: «Тысяча восемьсот девяносто пятого года десятого июля рождения, а тридцатого крещён Павел. Родители его: учитель Глубокского народного училища Осип Андреевич Сухой и его законная жена Елизавета Яковлевна, оба православного исповедания. Воспреемниками были Глубокской церкви священник Николай Ионович Никольский и крестьянка села Гануты Наталья Яковлевна Гисич. Таинство крещения совершил священник Илларион Виляковский с дьяконом Венедиктом Нороновичем...» Из документов того же архива известно, что у Сухих в Глубоком родилось трое детей. Всего в семье Сухих было пять девочек и один мальчик — будущий авиаконструктор.

Семья Сухих была бедной крестьянской семьей. Дед пахал землю, растил хлеб и лён. Предки П.О. Сухого были неординарными людьми — в своё время дед, хотя и был крепостным, но умел читать и писать. Помещик Гечевич посылал Андрея Алексеевича — деда — в Черниговскую губернию в училище пчеловодства. Его сын Осип в детстве пас общественный скот летом, а зимой ходил в школу. Заметив прилежание и способности подростка, сельчане на мирские средства отправили Осипа учиться в город. Окончив учительскую семинарию, он вернулся в родное село и стал здесь учительствовать. Женился Осип Андреевич на своей землячке — Елизавете Яковлевне. Молодой учитель увлекался музыкой, организовал в Глубоком хор.

В 1900 году семья переехала в Гомель, где Осипу Андреевичу предложили заведовать школой для детей железнодорожников. В Гомеле семья построила дом, обзавелась небольшим хозяйством. В доме была хорошая библиотека, книги которой перечитал молодой Павел. В августе 1905 года Павел Сухой поступил на учебу в Гомельскую гимназию. В Гомельском краеведческом музее хранится аттестат зрелости об окончании им Гомельской гимназии: «Аттестат зрелости. Дан сыну начального учителя из крестьян Павлу Осиповичу Сухому в том, что вступив в Гомельскую гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8.VI.1914 года. Во внимание к постоянно отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике и физике, педагогический совет постановил наградить Павла Сухого серебряной медалью». Здание бывшей мужской гимназии, где учился П.О. Сухой, сохранилось. Ныне там располагается институт инженеров железнодорожного транспорта.

Прежде чем продолжить биографию знаменитого белоруса, я хотел бы остановиться на вопросе, который часто задают исследователи жизни и деятельности П.О. Сухого — как могло случиться, что паренёк из Беларуси увлёкся авиацией, да так увлёкся, что его имя вписано золотыми буквами в её историю? Ещё в те годы, когда в Гомеле семья Сухих собиралась вечерами за общим столом, все вместе живо обсуждали городские новости — открытие первого иллюзиона (кинотеатра) в Гомеле, появление на улицах первого автомобиля, покупку соседом музыкального ящика-граммофона. Не оставила без внимания семья Сухих и сенсацию начала века — первые полёты воздушных машин — аэропланов. Юность П. Сухого совпала о «юностью» авиации.

А эта «юность» проходила так — в кратком изложении. В России мало кто знал и помнил о первом в мире самолете, построенном ещё в конце 19-го века А.Ф. Можайским. Ничего не слышали в России да и в Европе в те годы о полётах американцев братьев Райт, которые начали летать еще в 1903 году. В России о полётах человека на аппарате тяжелее воздуха узнали в 1906 году. Известие пришло из Франции, где Сантос Дюмон пролетел 220 метров. Этот полёт подстегнул всех тех, кто экспериментировал с летательными аппаратами. Братья Фарманы, Вуазен, Блерио и другие открыли мастерские по производству и продаже летательных аппаратов. Весной 1907 года Анри Фарман получил приз за пролёт 770 метров за 15 минут. В 1908 году братья Райт сводят с ума Европу, их рекорд — высота 130 метров, дальность до 50 километров, в воздухе 2 часа 20 минут. Шарль Ламбер в октябре 1908 года облетает Эйфелеву башню, в июле 1909 г. Блерио перелетает Ла-Манш. В России нет ещё ни своих лётчиков, не строят ещё аэропланов, но уже есть Всероссийское общество любителей воздухоплавания, есть аэроклубы в Петербурге, Москве, Одессе, Киеве. Одесский велогонщик и автомобилист С. Уточкин едет в Париж учиться летать на деньги одесского банкира Анатра. «Летуном» — а так тогда называли лётчиков — становится Н.Попов, механик фирмы «Ариель». Постепенно в Европу едут десятки русских юношей, чтобы стать «летунами» — автомотовелогонщик С. Уточкин, борец И. Сайкин, адвокат А. Васильев, инженер В. Лебедев, поэт В. Каменский и многие другие.

Вернувшийся из Парижа в Одессу М. Ефимов совершает 8 марта 1910 года первый публичный полёт в России. В Петрограде строит свои прекрасные самолёты, не хуже французских, Я.М. Гаккель, в Москве — Б.С. Докучаев, Б.Н. Юрьев — первый вертолёт, в Киеве строят самолёты И.И. Сикорский, А.С. Кудашев, Д.П. Григорович. В Харькове строил самолёты С.В. Гризодубов, отец будущей знаменитой советской лётчицы Валентины Гризодубовой. В Одессе летает В.Н. Хиони, в Тифлисе — А.В. Шиуков. Здесь можно вспомнить и петербургское «Первое товарищество воздухоплавания», его завод по производству самолётов — в 1910 году построено 10 машин, московский велозавод «Дукс», Русско-Балтийский завод и ряд других предприятий. Великий князь Александр Михайлович становится «шефом русской авиации». В России открываются авиационные школы — в Гатчине, Одессе, Царском Селе, в Симферополе, на Ходынке. Организуются праздники воздухоплавания — в Петербурге на таком празднике показывали свое мастерство М. Ефимов, С. Уточкин, Лев Мациевич и др. Много шума наделал «скоростной» перелёт Петербург-Москва. Жизнь русских авиаторов широко освещается в прессе того времени — в журналах «Огонёк», «Вокруг света», «Воздухоплаватель», «Тяжелее воздуха» и в других. Имена русских авиаторов становятся известными широкому кругу общественности. Летание становится делом не только мужчин, но и слабого пола. Первой русской женщиной, поднявшейся в воздух, была Лидия Виссарионовна Зверева — на самолёте конструкции ее мужа В.В. Слюсаренко.

Павел Сухой с увлечением читает статьи об авиации, о русских лётчиках, но ко всему этому относится прохладно. Много лет спустя, рассказывая дочери Ирине о своём детстве, уже состоявшийся авиаконструктор сказал, что самым сильным впечатлением тех лет были не статьи о «летунах», а непосредственная встреча с авиацией. Он наблюдал за полётом Сергея Уточкина, гастролирующего в те годы по городам России. «Я шёл с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!» В тот же день, уединившись на чердаке, Павел взялся мастерить свою первую модель самолёта. Но она не полетела. Тогда он стал более внимательно читать и изучать материалы о самолётах и авиаторах. Как-то в руки попала ему статья «отца русской авиации» — Н.Е. Жуковского. Прочитав её, он «заболевает» авиацией и намерен сам конструировать и строить самолёты. Эта статья и определила окончательно дальнейший жизненный путь П.О. Сухого.

Когда Павел Сухой окончил гимназию, вопрос, где продолжать образование, для него даже не возникал. Он знал — профессор Н.Е. Жуковский преподаёт в Императорском техническом училище в Москве, вот к нему и решает ехать. Документы Павла его отец Осип Андреевич отослал родственнику с просьбой передать в училище. Родственник же, боясь,что они пропадут, снял с них копии и сдал в приёмную. Комиссия, рассматривая документы абитуриентов, отказала в приёме Сухому из-за отсутствия подлинных бумаг. Это событие очень огорчило всю семью.

А тут качалась первая мировая. В этой войне во весь голос заявил о себе новый род войск — военная авиация. Воздушный флот России поначалу был наиболее многочисленным — насчитывал 250 аэропланов. Но каких-либо военных успехов авиация России не принесла. Большинство авиационного парка русской армии составляли аэропланы устаревших конструкций, а для машин иностранного производства не хватало запасных частей. На российских заводах — «Руссо-Балт», «Дукс», Лебедева, Щетинина, Анатры строились в основном самолеты по французским чертежам - «фарманы», «ньюпоры», «спады», «мораны», американские — конструкции братьев Райт и Кертис, итальянские «ансальдо», голландские «фоккеры», немецкие «альбатросы» и только около 20% воздушного флота России составляли самолёты отечественных конструкций. Среди них выделялся знаменитый «Илья Муромец», самый большой в мире по тем временам бомбардировщик конструкции Игоря Сикорского. Одним из первых командиров «Ильи Муромца» был А.М. Костенчик, уроженец Гродно. Он отличился на Северо-Западном фронте. О подвигах Костенчика много писали в те время журнал «Огонёк», газета «Русское слово», за храбрость пилот был награждён орденом Святого Георгия. Умер в 30-х годах, похоронен в Столбцах. Неплохо зарекомендовали себя в годы первой мировой гидросамолеты Григоровича, аэропланы-разведчики «Лебедь», которые строились на заводе Василия Лебедева.

В 1914 году Павла Сухого на фронт не взяли — ещё не достиг призывного возраста. Он едет в Москву и, чтобы не терять времени, сдаёт документы в Московский университет на первый курс математического факультета. Но его мысли о Техническом училище. Павел делает вторую попытку поступить туда — удача! Его мечта слушать лекции Н.Е. Жуковского осуществилась. Он занимается в кружке воздухоплавания под руководством Жуковского, принимает участие в проектировании аэродинамической трубы, строит модели аэропланов, строит планеры. Вместе с ним в кружке состоят братья Архангельские, братья Погосские, Борис Стечкин, Владимир Петляков и Андрей Туполев. В кружке Жуковского Павел Сухой занимался всего один год: призванный на военную службу и окончивший школу прапорщиков, был направлен на службу в артиллерию. Именно на фронте он осознал, какую большую роль в войне может играть авиация. Своими глазами он видел, как «Илья Муромец» разбомбил несколько немецких батарей, знал, что командование артиллерийскими частями часто использует данные воздушной разведки, неоднократно держал в руках аэрофотографии вражеских позиций. Там, на полях первой мировой, увидел Павел Сухой слабости русской авиации, несовершенство русских самолетов. Возможно, тогда возникло у него желание построить свой мощный самолёт — совершенный, способный дать отпор любому иностранцу.

Но до первых самолетов Сухого ещё было далеко. После 1917 года Павел Сухой покидает свою часть и едет в Москву продолжать учебу в Техническое училище, но оно закрыто, когда начнутся занятия — неизвестно. Павел возвращается в отчий дом в Гомель. Здесь ему предложили работу учителя математики в железнодорожной школе станции Лунинец Полесских железных дорог. Здесь, в Лунинце, Павел Сухой встретил свою любовь. София Феликсовна, жена Сухого, так вспоминала свою первую встречу с будущим мужем: «Как-то вечером я возвращалась из школы. Меня обогнал незнакомый человек в военной шинели, перекрашенной в чёрный цвет, на голове его красовалась маленькая шапочка-«керенка». Я тогда обратила внимание на большие, очень выразительные глаза незнакомца и смешную «кавалерийскую» походку. Через два дня этот человек появился у нас в школе и стал преподавать математику. Я в этой школе давала уроки французского языка...»

К Лунинцу приближались белопольские войска, и многие его жители уехали из города. Уехали в Гомель и Сухие. Здесь они стали преподавать в школе, директором которой был отец Сухого. Павел Осипович великолепно знал математику, но на уроках излагал её очень сухо и ученики были недовольны своим учителем. Семейству жилось в то время очень трудно, не хватало продуктов. Однажды, поехав в деревню за продуктами для семьи, Павел Осипович заболел сыпным тифом. С трудом добрался да Гомеля. Только вышел из больницы — заболел скарлатиной. Осложнение на горло осталось на всю жиань. Возможно, поэтому и говорил всегда мало, слыл «молчуном».

В 1920 году вышло постановление Совета народных комиссаров о возобновлении занятий в высших учебных заведениях. П. Сухой уехал в Москву продолжать учебу в Техническом училище. Семья испытывала в то время большие трудности, но в 1925 году Павел Осипович всё же заканчивает Высшее Московское техническое училище и попадает в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где начал работать инженером-конструктором. В ЦАГИ он встречается с А.Н. Туполевым и под его руководством начинает конструировать самолёты. Да какие!

С 1936 года П.О. Сухой — заместитель начальника конструкторского бюро завода исследовательских конструкций ЦАГИ. На самолёте, созданном бригадой П. Сухого, в июле 1936 года лётчики В. Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков совершили перелёт по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Петропавловск-Камчатский. В этом полёте самолёт АНТ-25 покрыл расстояние в 9374 км — новый мировой рекорд по дальности полёта.

С 1937 года П. Сухой — начальник КБ завода. В этом же году те же лётчики на самолёте АНТ-25 пролетели без посадки через Северный полюс из Москвы в Портленд (США).

Учитывая особый вклад П. Сухого в установлении мировых рекордов в авиации, ему было поручено создание нового КБ. С 1939 года он возглавляет исследовательский завод и занимает должность главного конструктора.

П.О. Сухой — автор более 50 оригинальных конструкций военных самолётов, из них 30 были построены и испытаны. Он принимал участие в создании таких машин, как АНТ-3, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-9, АНТ-10. Под руководством Туполева разработал истребитель И-4 (АНТ-5), испытания и серийное производство которого были начаты ещё в 1927 году, и И-14 (АНТ-31). Принимал участие в разработке самолёта РД (рекорд дальности — АНТ-25) и знаменитой «Родины» (АНТ-37). На этом самолёте советские лётчицы М. Раскова, П. Осипенко и В. Гризодубова в 1938 году совершили героический перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток.

В воздухе ощущалась война. Родине требовалась новая техника. За короткий срок П. Сухой создаёт СУ-2 — многофункциональный боевой самолёт, который совместил в себе качества штурмовика, истребителя и бомбардировщика. Много лётчиков в годы войны на самолётах Сухого стали Героями Советского Союза. А Екатерина Зеленке на СУ-2 совершила таран. В память о ней учёные-астрономы назвали «Катюшей» одну из малых планет Солнечной системы.

В годы войны КБ Сухого создало самолёты СУ-1 и СУ-3, в 1942-43 годах бронированный штурмовик СУ-6. Этот самолёт существенно превосходил по скорости и высоте полёта, вооружению однотипные самолёты того времени. Узнав о нём, И. Сталин спросил у Сухого: если мы запустим в серию СУ-6, не отзовётся ли это уменьшением выпуска авиационной техники вообще? Сухой знал, что его самолёт заменит несколько других, что выпуск СУ-6 будет отражаться на уменьшении выпуска других машин, и не дал ответ. СУ-6 не был запушен в серию, но за создание его П.О. Сухой получил Сталинскую премию 1-й степени.

О самолётах СУ военного и послевоенного времени можно рассказывать бесконечно. Например, о СУ-15, единственный экземпляр которого разбился при испытаниях, после чего на 4 года было закрыто КБ Сухого. В 1959 году на самолёте Т-438 лётчик В.С. Ильюшин установил мировой рекорд высоты — поднял машину на 28852 метра. Такой же рекорд был повторён в 1962 году. В 1960 году на Т-405 был установлен абсолютный рекорд скорости по стокилометровому замкнутому маршруту. Рекорд составил 2012 км/ч. Новый истребитель-перехватчик П. Сухого Т-37 вскоре побил этот рекорд, развив скорость до 3000 км/ч.

Пожалуй, самая большая трагедия для авиаконструктора — судьба «сотки», стратегического бомбардировщика (Т-4), способного нести ракеты и бомбы и летать быстрее истребителя. Против проекта выступил Туполев, сказав, что КБ Сухого с такой задачей не справится, это под силу лишь КБ Туполева. Самолёт был построен, весил он сто тонн, отсюда и название. Однако после десяти удачных полётов «сотке» категорически было запрещено подниматься в воздух. Генерал авиации А.К. Рогозин говорил: если бы «сотка» была на вооружении советской авиации, это было бы нашей национальной гордостью. Большая, даже по сегодняшним меркам, скорость самолёта — 3200 км/ч — делала эту машину уникальной. Её называли русским чудом. Но её запретили. Версий на этот счёт много, но оказалось всё проще: Туполев не забыл и не простил, что разработку самолёта поручили не его КБ. Под его давлением министр авиапрома Дементьев подписал секретный документ о прекращении работ над «изделием-100». Туполев не позволил своему ученику выйти вперёд.

П.О. Сухой был награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. В 1975 году Президиум Академии наук СССР за «очень большие достижения в области авиационной науки и техники» присудил медаль №1 имени Туполева генеральному конструктору П.О. Сухому (посмертно). Он лауреат Государственных и Ленинской премий, дважды Герой Социалистического Труда. П.О. Сухой был депутатом Верховного Совета СССР 5-8 созывов. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В Гомеле в 1977 году установлен его бюст. Имя П.О. Сухого присвоено конструкторскому бюро, Гомельскому техническому университету. В школе райцентра Глубокое на Витебщине создан его музей.

В сентябре 2005 года в Лунинце был открыт памятник Павлу Сухому — в память о пребывании будущего выдающегося авиаконструктора в нашем городе.

Несколько слов о почтовых марках, посвящённых П. Сухому. Белорусская почта посвятила уроженцу Беларуси почтовую миниатюру в 1995 году, к 100-летию со дня рождения. В 2000 году была издана серия из трёх марок с блоком — выпуск посвящён самолётам КБ Сухого. В 2001 году вышел конверт ко Дню защитников Отечества, на рисунке — самолёт СУ. КБ Сухого строит не только военные самолёты, но и спортивные. В 2002 году к 18-му первенству Европы по аэроакробатике в литовском Паневежисе почта Литвы издала конверт с изображением спортивного СУ, такое же изображение на спецштемпеле. Самолёты КБ Сухого представлены и на ряде марок других стран.

На верх старонкі


Конверт 1975 г.
Cоветский конверт 1975 года

Конверт 1988 г.
Cоветский конверт 1988 года

Конверт 1956 г.
Cоветский конверт 1956 года

Конверт 1995 г.
Российский конверт 1995 года