| Лунінецкі раённы краязнаўчы музей Лунінецкі сшытак № 5З даследванняў лунінецкіх краязнаўцаўВ небе — СУЛев Колосов, краевед, председатель Белорусского союза филателистов О месте рождения этого человека в разное время в разных отечественных справочниках и энциклопедиях сообщаются различные данные. В более ранних — село Глубокое Гомельской области, в более поздних — село Глубокое Витебской области. Почему так произошло, можно только предположить. Село Глубокое Витебской области до сентября 1939 года находилось на территории «буржуазной Польши» — весьма неудобный факт в жизни известного человека в годы подозрений и арестов. Возможно, этот человек, боясь репрессий, сознательно скрыл факт своего рождения на территории сопредельного государства. Во всяком случае, так сегодня многие историки и журналисты нашей республики объясняют этот факт биографии П.О. Сухого. А речь идет именно о гениальном авиаконструкторе Павле Осиповиче Сухом. П.О. Сухой родился 10 июля 1895 года в селе Глубоком Виленской губернии (ныне райцентр Витебской области). Вот текст свидетельства о рождении из Вильнюского архива: «По указу его императорского Величества, Самодержца Всероссийского, Литовская Духовная Консистория, согласно определению своему, выдаёт настоящее свидетельство в том, что в метрической книге Глубокской церкви, Виленской губернии Дисненского уезда за 1895 год в 1 части о родившихся, в ст. 109 мужеского пола имеется следующая запись: «Тысяча восемьсот девяносто пятого года десятого июля рождения, а тридцатого крещён Павел. Родители его: учитель Глубокского народного училища Осип Андреевич Сухой и его законная жена Елизавета Яковлевна, оба православного исповедания. Воспреемниками были Глубокской церкви священник Николай Ионович Никольский и крестьянка села Гануты Наталья Яковлевна Гисич. Таинство крещения совершил священник Илларион Виляковский с дьяконом Венедиктом Нороновичем...» Из документов того же архива известно, что у Сухих в Глубоком родилось трое детей. Всего в семье Сухих было пять девочек и один мальчик — будущий авиаконструктор. Семья Сухих была бедной крестьянской семьей. Дед пахал землю, растил хлеб и лён. Предки П.О. Сухого были неординарными людьми — в своё время дед, хотя и был крепостным, но умел читать и писать. Помещик Гечевич посылал Андрея Алексеевича — деда — в Черниговскую губернию в училище пчеловодства. Его сын Осип в детстве пас общественный скот летом, а зимой ходил в школу. Заметив прилежание и способности подростка, сельчане на мирские средства отправили Осипа учиться в город. Окончив учительскую семинарию, он вернулся в родное село и стал здесь учительствовать. Женился Осип Андреевич на своей землячке — Елизавете Яковлевне. Молодой учитель увлекался музыкой, организовал в Глубоком хор. В 1900 году семья переехала в Гомель, где Осипу Андреевичу предложили заведовать школой для детей железнодорожников. В Гомеле семья построила дом, обзавелась небольшим хозяйством. В доме была хорошая библиотека, книги которой перечитал молодой Павел. В августе 1905 года Павел Сухой поступил на учебу в Гомельскую гимназию. В Гомельском краеведческом музее хранится аттестат зрелости об окончании им Гомельской гимназии: «Аттестат зрелости. Дан сыну начального учителя из крестьян Павлу Осиповичу Сухому в том, что вступив в Гомельскую гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8.VI.1914 года. Во внимание к постоянно отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике и физике, педагогический совет постановил наградить Павла Сухого серебряной медалью». Здание бывшей мужской гимназии, где учился П.О. Сухой, сохранилось. Ныне там располагается институт инженеров железнодорожного транспорта. Прежде чем продолжить биографию знаменитого белоруса, я хотел бы остановиться на вопросе, который часто задают исследователи жизни и деятельности П.О. Сухого — как могло случиться, что паренёк из Беларуси увлёкся авиацией, да так увлёкся, что его имя вписано золотыми буквами в её историю? Ещё в те годы, когда в Гомеле семья Сухих собиралась вечерами за общим столом, все вместе живо обсуждали городские новости — открытие первого иллюзиона (кинотеатра) в Гомеле, появление на улицах первого автомобиля, покупку соседом музыкального ящика-граммофона. Не оставила без внимания семья Сухих и сенсацию начала века — первые полёты воздушных машин — аэропланов. Юность П. Сухого совпала о «юностью» авиации. А эта «юность» проходила так — в кратком изложении. В России мало кто знал и помнил о первом в мире самолете, построенном ещё в конце 19-го века А.Ф. Можайским. Ничего не слышали в России да и в Европе в те годы о полётах американцев братьев Райт, которые начали летать еще в 1903 году. В России о полётах человека на аппарате тяжелее воздуха узнали в 1906 году. Известие пришло из Франции, где Сантос Дюмон пролетел 220 метров. Этот полёт подстегнул всех тех, кто экспериментировал с летательными аппаратами. Братья Фарманы, Вуазен, Блерио и другие открыли мастерские по производству и продаже летательных аппаратов. Весной 1907 года Анри Фарман получил приз за пролёт 770 метров за 15 минут. В 1908 году братья Райт сводят с ума Европу, их рекорд — высота 130 метров, дальность до 50 километров, в воздухе 2 часа 20 минут. Шарль Ламбер в октябре 1908 года облетает Эйфелеву башню, в июле 1909 г. Блерио перелетает Ла-Манш. В России нет ещё ни своих лётчиков, не строят ещё аэропланов, но уже есть Всероссийское общество любителей воздухоплавания, есть аэроклубы в Петербурге, Москве, Одессе, Киеве. Одесский велогонщик и автомобилист С. Уточкин едет в Париж учиться летать на деньги одесского банкира Анатра. «Летуном» — а так тогда называли лётчиков — становится Н.Попов, механик фирмы «Ариель». Постепенно в Европу едут десятки русских юношей, чтобы стать «летунами» — автомотовелогонщик С. Уточкин, борец И. Сайкин, адвокат А. Васильев, инженер В. Лебедев, поэт В. Каменский и многие другие. Вернувшийся из Парижа в Одессу М. Ефимов совершает 8 марта 1910 года первый публичный полёт в России. В Петрограде строит свои прекрасные самолёты, не хуже французских, Я.М. Гаккель, в Москве — Б.С. Докучаев, Б.Н. Юрьев — первый вертолёт, в Киеве строят самолёты И.И. Сикорский, А.С. Кудашев, Д.П. Григорович. В Харькове строил самолёты С.В. Гризодубов, отец будущей знаменитой советской лётчицы Валентины Гризодубовой. В Одессе летает В.Н. Хиони, в Тифлисе — А.В. Шиуков. Здесь можно вспомнить и петербургское «Первое товарищество воздухоплавания», его завод по производству самолётов — в 1910 году построено 10 машин, московский велозавод «Дукс», Русско-Балтийский завод и ряд других предприятий. Великий князь Александр Михайлович становится «шефом русской авиации». В России открываются авиационные школы — в Гатчине, Одессе, Царском Селе, в Симферополе, на Ходынке. Организуются праздники воздухоплавания — в Петербурге на таком празднике показывали свое мастерство М. Ефимов, С. Уточкин, Лев Мациевич и др. Много шума наделал «скоростной» перелёт Петербург-Москва. Жизнь русских авиаторов широко освещается в прессе того времени — в журналах «Огонёк», «Вокруг света», «Воздухоплаватель», «Тяжелее воздуха» и в других. Имена русских авиаторов становятся известными широкому кругу общественности. Летание становится делом не только мужчин, но и слабого пола. Первой русской женщиной, поднявшейся в воздух, была Лидия Виссарионовна Зверева — на самолёте конструкции ее мужа В.В. Слюсаренко. Павел Сухой с увлечением читает статьи об авиации, о русских лётчиках, но ко всему этому относится прохладно. Много лет спустя, рассказывая дочери Ирине о своём детстве, уже состоявшийся авиаконструктор сказал, что самым сильным впечатлением тех лет были не статьи о «летунах», а непосредственная встреча с авиацией. Он наблюдал за полётом Сергея Уточкина, гастролирующего в те годы по городам России. «Я шёл с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!» В тот же день, уединившись на чердаке, Павел взялся мастерить свою первую модель самолёта. Но она не полетела. Тогда он стал более внимательно читать и изучать материалы о самолётах и авиаторах. Как-то в руки попала ему статья «отца русской авиации» — Н.Е. Жуковского. Прочитав её, он «заболевает» авиацией и намерен сам конструировать и строить самолёты. Эта статья и определила окончательно дальнейший жизненный путь П.О. Сухого. Когда Павел Сухой окончил гимназию, вопрос, где продолжать образование, для него даже не возникал. Он знал — профессор Н.Е. Жуковский преподаёт в Императорском техническом училище в Москве, вот к нему и решает ехать. Документы Павла его отец Осип Андреевич отослал родственнику с просьбой передать в училище. Родственник же, боясь,что они пропадут, снял с них копии и сдал в приёмную. Комиссия, рассматривая документы абитуриентов, отказала в приёме Сухому из-за отсутствия подлинных бумаг. Это событие очень огорчило всю семью. А тут качалась первая мировая. В этой войне во весь голос заявил о себе новый род войск — военная авиация. Воздушный флот России поначалу был наиболее многочисленным — насчитывал 250 аэропланов. Но каких-либо военных успехов авиация России не принесла. Большинство авиационного парка русской армии составляли аэропланы устаревших конструкций, а для машин иностранного производства не хватало запасных частей. На российских заводах — «Руссо-Балт», «Дукс», Лебедева, Щетинина, Анатры строились в основном самолеты по французским чертежам - «фарманы», «ньюпоры», «спады», «мораны», американские — конструкции братьев Райт и Кертис, итальянские «ансальдо», голландские «фоккеры», немецкие «альбатросы» и только около 20% воздушного флота России составляли самолёты отечественных конструкций. Среди них выделялся знаменитый «Илья Муромец», самый большой в мире по тем временам бомбардировщик конструкции Игоря Сикорского. Одним из первых командиров «Ильи Муромца» был А.М. Костенчик, уроженец Гродно. Он отличился на Северо-Западном фронте. О подвигах Костенчика много писали в те время журнал «Огонёк», газета «Русское слово», за храбрость пилот был награждён орденом Святого Георгия. Умер в 30-х годах, похоронен в Столбцах. Неплохо зарекомендовали себя в годы первой мировой гидросамолеты Григоровича, аэропланы-разведчики «Лебедь», которые строились на заводе Василия Лебедева. В 1914 году Павла Сухого на фронт не взяли — ещё не достиг призывного возраста. Он едет в Москву и, чтобы не терять времени, сдаёт документы в Московский университет на первый курс математического факультета. Но его мысли о Техническом училище. Павел делает вторую попытку поступить туда — удача! Его мечта слушать лекции Н.Е. Жуковского осуществилась. Он занимается в кружке воздухоплавания под руководством Жуковского, принимает участие в проектировании аэродинамической трубы, строит модели аэропланов, строит планеры. Вместе с ним в кружке состоят братья Архангельские, братья Погосские, Борис Стечкин, Владимир Петляков и Андрей Туполев. В кружке Жуковского Павел Сухой занимался всего один год: призванный на военную службу и окончивший школу прапорщиков, был направлен на службу в артиллерию. Именно на фронте он осознал, какую большую роль в войне может играть авиация. Своими глазами он видел, как «Илья Муромец» разбомбил несколько немецких батарей, знал, что командование артиллерийскими частями часто использует данные воздушной разведки, неоднократно держал в руках аэрофотографии вражеских позиций. Там, на полях первой мировой, увидел Павел Сухой слабости русской авиации, несовершенство русских самолетов. Возможно, тогда возникло у него желание построить свой мощный самолёт — совершенный, способный дать отпор любому иностранцу. Но до первых самолетов Сухого ещё было далеко. После 1917 года Павел Сухой покидает свою часть и едет в Москву продолжать учебу в Техническое училище, но оно закрыто, когда начнутся занятия — неизвестно. Павел возвращается в отчий дом в Гомель. Здесь ему предложили работу учителя математики в железнодорожной школе станции Лунинец Полесских железных дорог. Здесь, в Лунинце, Павел Сухой встретил свою любовь. София Феликсовна, жена Сухого, так вспоминала свою первую встречу с будущим мужем: «Как-то вечером я возвращалась из школы. Меня обогнал незнакомый человек в военной шинели, перекрашенной в чёрный цвет, на голове его красовалась маленькая шапочка-«керенка». Я тогда обратила внимание на большие, очень выразительные глаза незнакомца и смешную «кавалерийскую» походку. Через два дня этот человек появился у нас в школе и стал преподавать математику. Я в этой школе давала уроки французского языка...» К Лунинцу приближались белопольские войска, и многие его жители уехали из города. Уехали в Гомель и Сухие. Здесь они стали преподавать в школе, директором которой был отец Сухого. Павел Осипович великолепно знал математику, но на уроках излагал её очень сухо и ученики были недовольны своим учителем. Семейству жилось в то время очень трудно, не хватало продуктов. Однажды, поехав в деревню за продуктами для семьи, Павел Осипович заболел сыпным тифом. С трудом добрался да Гомеля. Только вышел из больницы — заболел скарлатиной. Осложнение на горло осталось на всю жиань. Возможно, поэтому и говорил всегда мало, слыл «молчуном». В 1920 году вышло постановление Совета народных комиссаров о возобновлении занятий в высших учебных заведениях. П. Сухой уехал в Москву продолжать учебу в Техническом училище. Семья испытывала в то время большие трудности, но в 1925 году Павел Осипович всё же заканчивает Высшее Московское техническое училище и попадает в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где начал работать инженером-конструктором. В ЦАГИ он встречается с А.Н. Туполевым и под его руководством начинает конструировать самолёты. Да какие! С 1936 года П.О. Сухой — заместитель начальника конструкторского бюро завода исследовательских конструкций ЦАГИ. На самолёте, созданном бригадой П. Сухого, в июле 1936 года лётчики В. Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков совершили перелёт по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Петропавловск-Камчатский. В этом полёте самолёт АНТ-25 покрыл расстояние в 9374 км — новый мировой рекорд по дальности полёта. С 1937 года П. Сухой — начальник КБ завода. В этом же году те же лётчики на самолёте АНТ-25 пролетели без посадки через Северный полюс из Москвы в Портленд (США). Учитывая особый вклад П. Сухого в установлении мировых рекордов в авиации, ему было поручено создание нового КБ. С 1939 года он возглавляет исследовательский завод и занимает должность главного конструктора. П.О. Сухой — автор более 50 оригинальных конструкций военных самолётов, из них 30 были построены и испытаны. Он принимал участие в создании таких машин, как АНТ-3, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-9, АНТ-10. Под руководством Туполева разработал истребитель И-4 (АНТ-5), испытания и серийное производство которого были начаты ещё в 1927 году, и И-14 (АНТ-31). Принимал участие в разработке самолёта РД (рекорд дальности — АНТ-25) и знаменитой «Родины» (АНТ-37). На этом самолёте советские лётчицы М. Раскова, П. Осипенко и В. Гризодубова в 1938 году совершили героический перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток. В воздухе ощущалась война. Родине требовалась новая техника. За короткий срок П. Сухой создаёт СУ-2 — многофункциональный боевой самолёт, который совместил в себе качества штурмовика, истребителя и бомбардировщика. Много лётчиков в годы войны на самолётах Сухого стали Героями Советского Союза. А Екатерина Зеленке на СУ-2 совершила таран. В память о ней учёные-астрономы назвали «Катюшей» одну из малых планет Солнечной системы. В годы войны КБ Сухого создало самолёты СУ-1 и СУ-3, в 1942-43 годах бронированный штурмовик СУ-6. Этот самолёт существенно превосходил по скорости и высоте полёта, вооружению однотипные самолёты того времени. Узнав о нём, И. Сталин спросил у Сухого: если мы запустим в серию СУ-6, не отзовётся ли это уменьшением выпуска авиационной техники вообще? Сухой знал, что его самолёт заменит несколько других, что выпуск СУ-6 будет отражаться на уменьшении выпуска других машин, и не дал ответ. СУ-6 не был запушен в серию, но за создание его П.О. Сухой получил Сталинскую премию 1-й степени. О самолётах СУ военного и послевоенного времени можно рассказывать бесконечно. Например, о СУ-15, единственный экземпляр которого разбился при испытаниях, после чего на 4 года было закрыто КБ Сухого. В 1959 году на самолёте Т-438 лётчик В.С. Ильюшин установил мировой рекорд высоты — поднял машину на 28852 метра. Такой же рекорд был повторён в 1962 году. В 1960 году на Т-405 был установлен абсолютный рекорд скорости по стокилометровому замкнутому маршруту. Рекорд составил 2012 км/ч. Новый истребитель-перехватчик П. Сухого Т-37 вскоре побил этот рекорд, развив скорость до 3000 км/ч. Пожалуй, самая большая трагедия для авиаконструктора — судьба «сотки», стратегического бомбардировщика (Т-4), способного нести ракеты и бомбы и летать быстрее истребителя. Против проекта выступил Туполев, сказав, что КБ Сухого с такой задачей не справится, это под силу лишь КБ Туполева. Самолёт был построен, весил он сто тонн, отсюда и название. Однако после десяти удачных полётов «сотке» категорически было запрещено подниматься в воздух. Генерал авиации А.К. Рогозин говорил: если бы «сотка» была на вооружении советской авиации, это было бы нашей национальной гордостью. Большая, даже по сегодняшним меркам, скорость самолёта — 3200 км/ч — делала эту машину уникальной. Её называли русским чудом. Но её запретили. Версий на этот счёт много, но оказалось всё проще: Туполев не забыл и не простил, что разработку самолёта поручили не его КБ. Под его давлением министр авиапрома Дементьев подписал секретный документ о прекращении работ над «изделием-100». Туполев не позволил своему ученику выйти вперёд. П.О. Сухой был награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. В 1975 году Президиум Академии наук СССР за «очень большие достижения в области авиационной науки и техники» присудил медаль №1 имени Туполева генеральному конструктору П.О. Сухому (посмертно). Он лауреат Государственных и Ленинской премий, дважды Герой Социалистического Труда. П.О. Сухой был депутатом Верховного Совета СССР 5-8 созывов. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В Гомеле в 1977 году установлен его бюст. Имя П.О. Сухого присвоено конструкторскому бюро, Гомельскому техническому университету. В школе райцентра Глубокое на Витебщине создан его музей. В сентябре 2005 года в Лунинце был открыт памятник Павлу Сухому — в память о пребывании будущего выдающегося авиаконструктора в нашем городе. Несколько слов о почтовых марках, посвящённых П. Сухому. Белорусская почта посвятила уроженцу Беларуси почтовую миниатюру в 1995 году, к 100-летию со дня рождения. В 2000 году была издана серия из трёх марок с блоком — выпуск посвящён самолётам КБ Сухого. В 2001 году вышел конверт ко Дню защитников Отечества, на рисунке — самолёт СУ. КБ Сухого строит не только военные самолёты, но и спортивные. В 2002 году к 18-му первенству Европы по аэроакробатике в литовском Паневежисе почта Литвы издала конверт с изображением спортивного СУ, такое же изображение на спецштемпеле. Самолёты КБ Сухого представлены и на ряде марок других стран. |
|