Альманах “Лунінецкая муза” № 22

Крупицы мудрости — 2

Приложения

1. Яды и драгоценности

Будда учил, что для человека существуют три главные драгоценности и три главных яда.
Три драгоценности:
— Не делать зла.
— Творить добро.
— Очищать разум.
Три яда:
— Страстное желание.
— Ненависть.
— Невежество.

2. Далай-лама (духовный лидер буддистов):

... Чтобы быть счастливым, нужно жить как можно проще. Иметь как можно меньше желаний и довольствоваться тем, что есть, — вот главное. Люди часто прилагают огромные усилия, чтобы держать под контролем вещи внешнего мира. Но если мы не в состоянии контролировать свой внутренний мир, то как же можем осуществлять, к примеру, контроль над вооружениями, которые относятся к внешнему миру? Настоящий контроль над вооружениями означает умение держать под контролем свой гнев.

Идеология и религия существуют для людей, а не наоборот. Идеология и религия вторичны. Мы должны понимать, что главное — человечество. Моя религия проста — доброта.

Люди прилагают огромные усилия для освоения внешнего мира, например, для космических полётов. Однако по-прежнему существуют огромные пространства внутреннего мира, которые необходимо изучить. И это обойдётся гораздо дешевле! Люди принимают терпимость за проявление слабости. Мне представляется, что это не так. Гнев имеет источником страх, а страх возникает от слабости. Таким образом, если вы сильны, то в вас будет больше мужества. И именно здесь возникает терпимость.

В глубине души мы должны быть по-настоящему привязаны друг к другу, должны осознавать нашу общую человеческую природу. В то же время мы должны принимать все идеологии и системы как средство для решения всех проблем человечества.

(из книги “Доброта, духовная чистота и понимание”)

3. Общечеловеческие ценности

1. Отношение к жизни
А) православное: ”Мы живём только раз и не стоит растрачивать жизнь на земные (мирские) соблазны — нужно стараться посвятить себя высшим духовным ценностям”.
Б) протестантское: “Мы живём только раз, поэтому нужно со свей ответственностью относиться к своим поступкам, помня о добре и зле”.
В) цинично-секулярное: “Мы живём только раз, поэтому нужно постараться взять от жизни как можно больше”.

2. Отношение к радости и горю
А) православное: “Человеку не следует безоглядно предаваться радостям жизни, поскольку наша жизнь полна горя и страданий, а радости мимолётны и обманчивы».
Б) протестантское: «Человек может предаваться радостям жизни, соблюдая нравственные законы, а горе и страдания, выпадающие на его долю, должен переносить с достоинством».
В) цинично-секулярное: «Человек может предаваться радостям жизни, ни в чём себя не ограничивая и стараясь избегать огорчений».

3. Отношение к смерти
А) православное: «Нужно помнить о смерти и не привязываться ни к чему земному».
Б) протестантское: «Нужно помнить о смерти и спешить делать полезное и доброе людям».
В) цинично-секулярное: «Лучше не думать о смерти и брать от жизни всё возможное».

4. Отношение к работе
А) православное: «Работа — тяжёлое бремя, которое нужно нести, чтобы получить средства к существованию, излишний же труд — свидетельство алчности».
Б) протестантское: «Работа — нравственная необходимость, усердный и добросовестный труд будут вознаграждены успехом и благосостоянием».
В) цинично-секулярное: «Работа — источник получения денег, нужно искать такую работу, где можно получать больше денег без особого напряжения».

5. Отношение к бедности и богатству
А) православное: «Не стоит стремиться к богатству, поскольку честно его не наживёшь, а жизнь бедняка, как правило, праведнее жизни богача».
Б) протестантское: «Богатство лучше бедности, но и бедняку, и богатому нужно быть бережливым и жить скромно и достойно».
В) цинично-секулярное: «Богатство — это всегда хорошо, а бедность всегда плохо, нужно стремиться к богатству и избегать бедности».

6. Отношение к законам природы
А) православное: «Человек не в состоянии постичь законы природы; пытаясь улучшить мир, он его только разрушает».
Б) протестантское: «Законы природы отражают устройство мира, человек должен признавать эти законы, чтобы следовать им, не разрушая окружающий мир».
В) цинично-секулярное: «Человеку нужно знать законы природы, чтобы преобразовать её и поставить себе на службу».

7. Отношение к свободе воли и ответственности
А) православное: «Свобода — это дар Божий, но она и тяжкое бремя, так что человеку лучше переложить это бремя на того, кто знает, как распорядиться им».
Б) протестантское: «Свобода — дар Божий, человек волен распоряжаться им по своему усмотрению, но он никогда не должен забывать, что он в ответе за свои поступки перед своей совестью и людьми».
В) цинично-секулярное: «Свобода дана человеку от природы, и он волен распоряжаться ею по своему усмотрению, отвечая за свои поступки только перед собой».

8. Отношение к свободе творчества
А) православное: «Главное для художника — это не полагаться на свой талант, он должен следовать проверенным временем традициям и образцам».
Б) протестантское: « Главное для художника — воплотить свой талант, но он в ответе перед своей совестью и людьми за то, что создаёт».
В)цинично-секулярное: «Главное для художника — воплотить свой талант, поэтому ему не следует сдерживать свои творческие порывы».

9. Отношение к власти
А) православное: « Власть нужна обществу для обеспечения порядка, а чтобы порядок был, она не должна зависеть от общества, не должна быть подконтрольной ему».
Б) протестантское: «Власть нужна обществу для обеспечения порядка, а чтобы порядок был, она не должна стоять над обществом. Общество должно контролировать её».
В) цинично-секулярное: «Власть нужна тем, кто её может использовать в личных интересах. Контроль над властью со стороны общества — пустые слова».

10. Отношение к закону
А) православное: «Существующие законы несовершенны, поэтому нужно жить не по закону, а по совести».
Б) протестантское: «Существующие законы несовершенны, но их следует соблюдать, чтобы общество не погрузилось в хаос беззакония».
В) цинично-секулярное: «Существующие законы несовершенны, их можно обойти. Интересы человека важнее закона, и не стоит мучиться угрызениями совести, нарушая закон».

Три этих подхода раскрывают три возможных варианта развития общества:
1) Нравственно-эскапистская «православная» жизненная позиция, при её реализации, приводит к утверждению стабильного, но статичного политического и хозяйственного организма, в котором рыночные отношения и демократия отсутствуют вовсе или присутствуют в качестве неизбежного зла.
2) Нравственно-конструктивное «протестантское» отношение к жизни приводит к приращению материального и интеллектуального богатства, к упрочению рыночных отношений и в экономике, и в политике (представительная демократия, разделение власти).
3) Цинично-секулярное отношение к жизни придаёт обществу большой динамизм, но лишает его стабильности. Отсутствие нравственных принципов делает и политическую систему, и хозяйственное отношения, и общество в целом, и отдельную личность зыбкими и подверженными обвальным обрушениям.

4. Пять великих евреев

Первым великим евреем был царь Соломон. Он сказал: — Всё самое главное у человека находится вот здесь! — и указал при этом на голову.
Вторым великим евреем был Иисус Христос. Он сказал: — Всё самое главное находится у человека здесь! — и указал при этом на сердце.
Третьим великим евреем был Карл Маркс. Он сказал: — Всё самое главное находится у человека вот здесь, — и указал при этом на живот.
Четвёртым стал Зигмунд Фрейд. Он указал на гениталии: — Нет, на самом деле всё самое главное находится у человека вот здесь!
А пятый великий еврей — Альберт Эйнштейн. Он сказал: — Вы знаете, ребята, всё относительно!



А. Б. В. Г. Д. Е. Ж.

З. И. К. Л. М. Н. О.

П. Р. С. Т. У. Ф. Х.

Ц. Ч. Ш. Э. Я.

  • Приложения.
  • Яды и драгоценности
  • Далай-лама
  • Общечеловеческие ценности
  • Пять великих евреев

  • Указатель авторов.