Альманах "Лунінецкая муза", № 8

Вадзім Жылко, Віктар Пятроў

Права на пошук

Парламенты мира: очерк развития

Вадзім Жылко
Этот материал (в более сжатом и упрощённом виде) был подготовлен в 1998 г. для одного издания, которое по ряду причин не увидело свет. При всей компилятивности и схематичности он позволяет проследить историю развития вопроса.

Как известно, любая власть стремится максимально расширить сферу своего влияния (закон накопления власти). Один из способов ограничения этой тенденции — разделение властей, в т.ч. горизонтальное: на законодательную, исполнительную и судебную. В зачаточном виде подобные попытки можно видеть ещё в древности, когда у племён обычно существовали народные собрания, советы старейшин, выборные вожди (эпоха т.н. «военной демократии»). На востоке по ряду причин эта тенденция не получила дальнейшего развития, но в античном мире (Греция) привела к созданию самоуправляемых полисов (городов-государств). В древности греки избирали царей-басилеев; позже наступает кризис родо-племенной системы, тираны сломили родовую знать, наблюдается переход от родовых объединений к административно-территориальным округам (демам). Даже в полутоталитарной Спарте определённую роль играло народное собрание; в Афинах же античная демократия обрела классические формы: в народном собрании участвовали все граждане (свободные мужчины), собиралось оно не менее 40 раз в год для принятия декретов и законов, выборов стратегов, архонтов и прочих должностных лиц. На деле кворум составлял 20-25 %. Исполнительную власть между собраниями осуществлял «совет пятисот» (10 групп по 50 человек сменяли друг друга) с ежедневно сменявшимся председателем. Существовал и суд присяжных с состязательностью сторон. Гражданских прав не имели рабы, иностранцы — метеки, женщины. Платон считал, что власть большинства перерастает в охлократию (власть толпы), а затем неизбежно ведёт к тирании. Аристотель же считал условием стабильности демократии преобладание в обществе среднего класса. В дальнейшем наблюдается всё больший отход от принципов демократии к авторитарности, связано это и с заменой ополчения наёмной армией.

В Древнем Риме царей избирало народное собрание из кандидатов сената (т.е. совета старейшин). Реформы Сервия Туллия, разделившие по имущественному цензу граждан на 6 разрядов и создавшие территориальные округа, привели и к реорганизации народного собрания (ок. 510 г. до н.э.) — были созданы несколько видов комиций. Консулы и иные должностные лица (магистраты) избирались; позже плебс в борьбе с патрициями (сенаторами-нобилями) добился права избрания своих народных трибунов. Превращение Рима в мировую державу привело к размыванию традиций полиса, возникновению многочисленной бюрократии; в конце концов Рим стал империей с внешними атрибутами демократии (сохранился сенат и т.п.), всё более декоративными.

Варвары, сокрушив Рим, вновь возвратили Европу в эпоху «военной демократии». Позже можно наблюдать съезды или советы феодальной знати при монархе («союз мудрых» при раннеанглийских королях, синклит в Византии и т.п.). Впрочем, кроме монархий, были и итальянские республики, «вольные города» в Германии, народные собрания в общинном самоуправлении (так, в северогерманском Дитмаршене в XIII–сер.XVI вв. было независимое самоуправление крестьянских общин во главе с общим собранием и тремя коллегиями). В Швейцарии (конфедерации кантонов) собирались в кантонах сеймы. В Скандинавии отметим у викингов собрания-тинги, позже королей выбирали съезды знати (рикс-роды). В Киевской Руси (особенно в Новгороде, Полоцке) сильны были рады и вече (соймы), принимавшие законы, избиравшие зачастую князей и т.д.

Экономические и социальные изменения в ряде стран феодальной Европы, усиление городов привели к определённой демократизации общественной жизни (магдебургское право и др.). В Англии в 1215 г. бароны добились силой от короля «Великой хартии вольностей». В ходе нового выступления знати против короля (с 1258 г.), в январе 1265 г., Симон де Монфор, сместивший Генриха III, созвал т.н. «бешеный парламент» (по 2 рыцаря от каждого графства, по 2 депутата от города, причём в выборах могли участвовать и свободные крестьяне). В августе Монфор был убит, но начало было положено. Король Эдуард I с 1295 г. регулярно стал собирать «образцовый парламент», который с XIV в. издавал свои билли; с 1343 г. были палаты лордов (высшая знать и духовенство) и общин (рыцарство, горожане, но без крестьян), т.е. парламент стал двухпалатным. Палата лордов с конца XIV в. стала наследственной, она утверждала решения палаты общин. С 1297 г. английский парламент получил право разрешать основные налоги, с 1322 г. — санкционировать важнейшие законы, с конца XIV в. получил право законодательной инициативы. Рано возникает сословная монархия на Пиренеях, где уже в конце XII в. созываются кортесы для одобрения налогов. В Германии императоры созывали рейхстаги (в княжествах существовали ландтаги). В Италии с XIII в. получили особое развитие городские коммуны во главе с консулами или парламентами. На деле у власти тут была городская олигархия. Так, в Венеции высшим законодательным органом был Большой совет из 242 патрициев, но из него выделялся сенат, ещё высшее положение занимал Малый совет (Синьория) во главе с дожем; позже можно встретить и «Совет десяти», «Совет трёх». Реформа 1287 г. лишила права участия в выборах «простонародья»; примерно тогда оформляется и «Золотая книга» венецианской знати. Во Франции (слово «парламент» происходит от франц. «говорить») с начала XIV века созываются периодически Генеральные штаты (от трёх сословий), но лишь с целью утверждения налогов; свои штаты были в провинциях. Людовик IX (1226-70) выделил из королевского совета парижский парламент (судебную палату). Были палаты следственные, прошений, провинциальные; они регистрировали указы короля. В Великом княжестве Литовском с XIV в. регулярно созываются сеймы (депутаты от привилегированных сословий избирались на местных сеймиках в поветах и воеводствах). Но до XVI в. сейм был совещательным органом, его функции не регламентировались. При великом князе постепенно усиливалась Рада (орган знати).

Дальнейшим изменениям в этой сфере в Европе способствовала эпоха Реформации (с начала XVI в.) — протестантизму был более свойственен республиканский характер, хотя бы внешне. С конца 1560-х годов начинается многолетняя борьба Нидерландов за независимость от католической Испании. Здесь существовали Генеральные и земельные штаты (для одобрения налогов), городские магистраты. В ходе революции Голландия стала независимой, Генштаты низложили короля. В «Республике Соединённых провинций» существовали и местные штаты из всех сословий, но фактически правила торговая олигархия, опиравшаяся на Госсовет и штатгальтера (главу государства).

Во Франции XVI в. усиливающаяся монархия ликвидировала Генштаты, а городским парламентам оставили лишь право «ремонстраций» (т.е. весьма вежливых петиций). В обстановке религиозных войн с 1560 г. Генштаты периодически созываются вновь, но влияние их ослабевает. В середине XVII в. парижский парламент участвует в очередной гражданской войне (т.н. парламентская Фронда 1648 г.), но затем во Франции (и на Пиренеях) наступает эра абсолютной монархии.

Иначе обстоят дела в Англии. В апреле 1640 г. король Карл I созвал парламент, но тот отказал ему в субсидии и через 3 недели был распущен (т.н. «короткий парламент»). В ноябре был созван новый парламент, который в аналогичной ситуации отказался распуститься — и в итоге работал 13 лет («Долгий парламент»). В обстановке гражданских войн с королём (1642-49 гг.), окончившихся казнью Карла I , парламент взял в свои руки власть в стране. Командующий армией парламента Кромвель провёл его «чистку» от неугодных политических течений; в 1649-57 гг., существовала только палата общин. В ведении парламента были законодательные, военные, финансовые, административные, судебные функции. Но в 1653 г. Кромвель объявил себя лордом-протектором, Долгий парламент был распущен, а новый, как и Госсовет, имел гораздо меньше прав. Реставрация монархии в 1660 г., казалось, вернула всё в дореволюционное состояние. Но фактически из средневекового сословного собрания английский парламент стал высшим законодательным органом конституционной буржуазной монархии. Новые реалии подтвердило принятие в 1679 году «Хабеас Корпус акта» (о свободе личности, недопустимости произвола) и в 1689 г. — «Билля о правах». Хотя Руссо писал, что английский народ свободен только в день выборов, а остальное время находится в рабстве.

В Великом княжестве Литовском права сейма постепенно расширяются. Уния 1569 г. предусматривала единую раду и единый сейм Речи Посполитой. Но Статут ВКЛ 1588 г. фактически сохранил обособленность двух частей конфедерации. Сейм Речи Посполитой принимал «ухвалы» (статуты), позже — «конституции»; мог быть обычным или чрезвычайным (такой созывался примасом, т.е. главой католической церкви в стране, в случае смерти или отречения короля). При избрании нового короля вначале конвокационный сейм определял условия выборов, затем элекционный сейм избирал его, коронационный — вводил в должность. Сейм состоял из т.н. «трёх сословий»: король, сенат и «посольская изба» (в сер. XVIII в. — 236 депутатов), в сенате заседали 140-150 высших феодалов и католических прелатов. Обычно сейм собирался раз в два года на 6 недель, решал вопросы о войне и мире, созыве ополчения, налогах. Работа сейма могла быть сорвана любым депутатом (т.н. право «либерум вето») — в 1652-1764 гг. из 55 сеймов были сорваны 42, что отражало усиление «шляхетской анархии» в стране.

В Московском государстве преобладала обратная тенденция — установления абсолютной монархии. Царь назначал Боярскую думу (совещательный орган из бояр, окольничьих, думных дворян и дьяков). С 1549 года периодически собирались Земские соборы (совещания дворян, духовенства, богатого купечества), таким собором был избран на царство после пресечения династии Рюриковичей Борис Годунов. В Земских соборах участвовали постоянно «Освященный собор» (иерархи церкви), Боярская дума, остальные депутаты назначались или выбирались от московских дворян и приказной администрации, купцов и посадских, от дворянства и «торговых людей» иных городов. В ходе Смуты, гражданской войны и отсутствия законной власти в стране, в 1612 году при ополчении Минина и Пожарского был создан «Совет всея земли», а в январе 1613 года к участию в Земском соборе (избравшем Михаила Романова царём) были допущены казаки, стрельцы и государственные крестьяне. В 1649 г. было принято «Соборное уложение», закреплявшее основы самодержавия в России; последние Земские соборы состоялись в 1648-49 и 1651-53 годах.

Парламентская система США оформляется в ходе революционной борьбы за независимость американских колоний от Англии. В 1774 и 1775 гг. были созваны два континентальных конгресса; в 1776 г. принята «Декларация независимости». В штатах принимаются свои конституции, билли о правах, снижен ценз для участия в выборах. Конституция 1787 г. узаконила разделение властей: 1) законодательная ветвь представлена конгрессом из двух палат (всенародно избираемой палаты представителей и сената, назначаемого законодательными органами штатов; конгресс занимался вопросами торговли, налогов и монетного обращения, армии, а сенат имел даже право суда над президентом); 2) исполнительная ветвь — это президент — главнокомандующий, он назначает правительство и верховный суд; 3) судебная ветвь — верховный суд, имеющий право пересмотра законов. В США был принят и «Билль о правах». Хотя Джефферсон иронически заметил, что 173 тирана ничуть не лучше одного, конституция США имела весьма прогрессивное значение.

Вскоре началась революция во Франции. В мае 1789 г. были созваны после большого перерыва Генеральные штаты в Версале. «Третье сословие» (т.е. не-дворяне и не-духовенство) в обстановке экономического кризиса в стране провозгласило себя (в дворцовом зале для игры в мяч) Национальным Учредительным собранием (июнь 1789 г.). Затем были штурм Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина». В 1790 г. была ликвидирована сеть парламентов. Конституция сентября 1791 г. предусмотрела 2-ступенчатые выборы однопалатного Законодательного собрания всеми гражданами старше 25 лет. После свержения короля (сентябрь 1792 г.) Национальный конвент провозгласил республику. В 1793 г. новая конституция предусматривала прямые всеобщие выборы однопалатного парламента всеми, начиная с 21 года. На деле же с середины 1793 г. до середины 1794 г., т.е. во время диктатуры якобинцев, конституция не действовала, реальная власть была у Комитета общественного спасения и Комитета общественной безопасности, это было время террора, внешней и внутренней войны. Конституция 1795 года предусмотрела Законодательный корпус из двух палат - Совета пятисот и Совета старейшин (250 депутатов не моложе 40 лет), двухступенчатые выборы с имущественным и возрастным цензом. Исполнительная власть была у Директории из 5 человек с периодической ротацией её членов. Бонапарт после переворота 1799 г. стал одним из трёх консулов, существовали Законодательный корпус, Трибунат, Госсовет, назначался сенат. По плебисциту 1802 г. Наполеон стал пожизненным консулом, с 1804 г. — императором (до 1814-15гг.).

В конце XVIII века некоторые изменения претерпела ситуация в Речи Посполитой. В 1764-68 гг. были попытки ограничения права «либерум вето» по финансовым вопросам, а сейм 1788-92 гг. объявил себя конфедерацией без права «либерум вето»; в 1790 г. 177 депутатов продлили свои полномочия ещё на 2 года, были доизбраны ещё 182 депутата. Конституция («Закон об урадзе») 3 мая 1791 г. провозглашала буржуазные свободы и разделение властей, сейм состоял из 2 палат (204 депутата и 132 сенатора), запрещалось «либерум вето», власть короля становилась наследственной (заодно запрещался и переход католиков в иную веру). Но вскоре конституция была отменена, попытка спасти страну от анархии и раздела соседями не удалось; в 1795 г. Речи Посполитой не стало. С 1815 г. в составе России было Царство Польское, но сейм его не созывался.

Под влиянием идей Французской революции в ряде стран Европы (Скандинавия и др.) появляются сословные парламенты. В Испании, борющейся с французскими оккупантами, в 1810 г. в г. Кадисе были созваны однопалатные кортесы, провозглашена конституционная монархия. Период Реставрации (после изгнания Наполеона) привёл к ликвидации парламентов в ряде стран. Но в ходе революций 1820-х годов вновь созываются кортесы в Испании, Португалии. Во Франции к 1830 г. существовал Законодательный корпус из двух палат (пэры назначались, нижняя палата избиралась, но с высоким цензом); повышение ценза и отмена свободы печати в июле 1830 г. привела к революции и свержению правительства Бурбонов.

В Англии шла борьба за парламентскую реформу — в 1832 г. был ликвидирован ряд «гнилых местечек», т.е. перераспределены избирательные округа в пользу новых промышленных центров, постепенно снижался избирательный ценз (движение чартистов вообще требовало всеобщего избирательного права), в 1867 г. право участия в выборах получила часть промышленных рабочих, в 1884 г. — сельскохозяйственных. После принятия закона 1867 г. количество избирателей выросло втрое по сравнению с 1832 г., а число горожан-избирателей превысило сельчан. В 1884 г. число избирателей выросло ещё вдвое, с 1885 г. существовали одинаковые округа (по 50 тысяч избирателей).

В 1848 г. по Европе прокатилась серия революций. В Франции была установлена республика, с мая 1848 г. существовало (год) Учредительное национальное собрание, затем — Законодательное национальное собрание, распущенное после переворота Луи Бонапарта, провозгласившего себя императором Наполеоном III. В Германии в 1848 г. было созвано общегерманское Национальное собрание (май 1848 г.) во Франкурте-на-Майне, принята «имперская конституция», предусматривающая 2-палатный рейхстаг, но уже в 1849 г. попытка объединения страны потерпела крах. Недолго существовал рейхстаг и в Австрийской империи; в государствах Италии появляются 2-палатные парламенты, но страны эти остались монархиями.

В России попытка внедрения парламентов связана с идеями декабристов. «Русская правда» П. Пестеля предусматривала избрание на 5 лет 500 депутатов Народного вече, те избирали на такой же срок Державную думу (5 человек) с ежегодно меняющимся председателем; контрольную функцию осуществлял бы Верховный собор (120 его членов избирались пожизненно). «Конституция» Н. Муравьёва предусматривала Народное вече, состоящее из Верхней думы (42 депутата) и Палаты народных представителей (450 депутатов), как парламент федерации, состоящей из 13-14 держав; в каждой державе было бы своё Державное вече (из Державной думы и Палаты выборных); предусматривались и император, правители держав.

Первые десятилетия XIX века связаны с борьбой Латинской Америки за независимость от Испании и Португалии. В ходе неё созывались Национальные конгрессы в Венесуэле (1811), Парагвае (1813), Генеральная конституционная ассамблея в будущей Аргентине (1813), Учредительные собрания в Колумбии (1821), Перу (1822), Боливии (1825) и т.д. Испаноязычные страны стали республиками, а в Бразилии (независима с 1822 года) в 1823 г. император разогнал Учредительное собрание; после гражданской войны существовало Генеральное собрание ; лишь в 1889 г. Бразилия стала республикой, в 1891 г. президент неудачно пытался распустить Учредительное собрание. В целом в Латинской Америке парламенты выполняли в основном представительские функции, а власть была в руках армии, олигархических группировок и т.п.

В США конгресс сыграл значительную роль в период после гражданской войны 1861-65 гг. В1865-66 гг. велась т.н. «президентская Реконструкция» Юга, т.е. реформы в бывших мятежных штатах. Недовольные политикой президента Эндрю Джонсона республиканцы в конгрессе («Комитет пятнадцати» Стивенса) начали «радикальную Реконструкцию», введя на Юг армию, лишив экс- мятежников избирательных прав, но предоставив их неграм; против Джонсона была начата процедура импичмента, но его оправдали большинством в 1 голос. В это время в США, как и в Англии, окончательно оформляется двухпартийная система.

В 1867 г. ряд германских государств создал Северогерманский союз, его Союзный совет стал верхней палатой (бундесрат) рейхстага, а нижняя палата избиралась. Образование 4 года спустя Германской империи в целом сохранило ту же ситуацию. В Австро-Венгрии после реформы 1873 г. стали избирать рейхсрат по отдельным куриям. В объединившейся к 1870 году Италии был создан 2-палатный парламент (палата депутатов избиралась, а сенат назначался). Во Франции времён Наполеона III (1852-70) император назначал Госсовет (т.е. правительство) и сенат, избирались 260 членов палаты депутатов, а всё вместе составляло Законодательный корпус. В 1870 г. Наполеон III был свергнут; во время Парижской Коммуны 1871 года власть в столице была у Совета Коммуны; затем настала эра «Третьей республики» во Франции (Национальное собрание узаконило её конституцию в 1875 году). Изменения происходили и в ряде стран Восточной Европы. В Румынии (создана в 1862 г.) было Национальное собрание; в Греции революция 1843 г. привела к возникновению конституционной монархии, в т.ч. 2-палатного Национального собрания. После роспуска в 1862 г. палаты депутатов тут вспыхнула новая революция — конституция 1864 года, наоборот, ликвидировала сенат. В Болгарии в 1879 г. была учреждена конституционная монархия, мужчины старше 21 года избирали Народное собрание, а особо важные вопросы были в ведении Великого Народного собрания. В Сербии с начала XIX века при князьях была совещательная Скупщина, а конституция 1901 года узаконила её статус (вместе с сенатом). Чехия во 2-й половине XIX в. бойкотировала выборы в австро-венгерский рейхстаг, затем добилась небольшой части мест в нём.

В Японии в ходе буржуазных реформ возникло и движение за парламент; конституция 1889 года предусмотрела 2-палатный парламент (нижняя палата избиралась, но действовали цензы имущества и оседлости); при императоре существовали Тайный совет и Гэнро (совет старейшин). В Турции в декабре 1876 г. была принята конституция, созван парламент (сенат назначался, палата депутатов избиралась), но после 20 заседаний распущен, а следующий существовал лишь около года. Лишь в ходе революции 1908 года в стране вновь появился парламент. В ходе революции 1905-11 годов в Иране появилась конституция, меджлис избирался в 2 этапа (в выборах 1909 г.участвовало всего 4% населения), в 1911 г. он был распущен. Китайская революция 1911 года свергла маньчжурских императоров, Национальное собрание в Нанкине провозгласило республику, позже с пекинской Совещательной палатой объединилось в Законодательное собрание. При установлении в 1914 году диктатуры Юань Шикая парламент был распущен. В Индии в 1909 году был принят «Акт об индийских законодательных советах», но в 2-3-ступенчатых выборах в эти органы из-за ценза принимали участие лишь несколько тысяч человек из 300 млн. населения, а за особой курией мусульман закреплялось большинство мест. В Мексике в ходе революции 1910-17 гг. значительную роль в 1914 г. сыграл конвент, избравший президента, а в 1917 г. Учредительное собрание приняло новую конституцию страны.

В России революция 1905-07 гг. не только привела к созданию Советов, но и поставила в повестку дня созыв парламента. 6 августа 1905 г. был опубликован проект МВД Булыгина о 2-ступенчатых выборах в Думу от курий землевладельцев, горожан и крестьян на губернских избирательных собраниях (соответственно 34%, 23% и 43% выборщиков). Из-за бойкота выборы не состоялись. Царский манифест 17 октября 1905 г. даровал ряд свобод и прав гражданам России. Указом от 11 декабря создавалась ещё 4-я, рабочая, курия: один выборщик избирался от каждых 2 тысяч землевладельцев, от 4 тысяч горожан, 30 тысяч крестьян и 90 тысяч рабочих, т.е. замлевладельцы избирали 32% выборщиков, крестьяне — 43%, горожане — 22%, рабочие — 3%. Всего в Думе предусматривалось 524 депутата. Выборы весной 1906 г. ряд революционных партий бойкотировал, победили кадеты (34% мест). 20 февраля 1906 г. Госсовет из совещательного органа был преобразован в верхнюю палату; часть его членов, в том числе председатель и вице-председатель, назначались царём; крупные землевладельцы избирали 74 из 98 членов Госсовета, духовенство — 6, академики и профессора — 6, торгово-промышленная буржуазия — 12. 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце Петербурга начала работу I Государственная дума. Поскольку даже такой её состав пытался провести амнистию, ликвидацию Госсовета, дебатировал по аграрному вопросу и о доверии правительству, манифестом 9 июля того же года она была распущена. Вторая Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 года, из 518 депутатов левых было 43%, в т.ч. впервые были избраны социал-демократы. По требованию премьера Столыпина царь 3 июня 1907 г. распустил Думу (16 социал-демократов были лишены депутатской неприкосновенности), своей властью изменил положение о выборах вопреки «Основным государственным законам Российской империи». По новым правилам помещики и крупная буржуазия (т.е. меньше 1% населения) избрали 2/3 выборщиков; городская курия разделена на 2 разряда (крупная буржуазия избирала 15% выборщиков, амелкая и интеллигенция — 11%), количество выборщиков от крестьян упало с 43% до 22%, от рабочих — с 268 до 113 человек. В итоге 1 выборщик приходился на 320 душ землевладельческой курии, на 1 тысячу 1-й городской курии и 15 тысяч 2-й городской, на 60 тысяч крестьянской и на 125 тысяч рабочей курии; и были лишены избирательных прав жители ряда нерусских регионов (или их права урезаны). В итоге в III (1907-12) и IV (1912-17) Думах подавляющее большинство было у октябристов и черносотенцев. После начала 1-й мировой войны были арестованы и осуждены депутаты IV Думы от большевиков.

В 1-ю мировую войну парламенты европейских стран действовали в русле политики своих государств. Известно «пасхальное послание» кайзера (весна 1917 г.) с обещаниями демократизации после войны, отхода от 3-классной сословной системы и т.д. В России в обстановке острейшего экономического кризиса 27 февраля 1917 года царь издал указ о перерыве сессии Думы, но на частном совещании депутаты создали Временный комитет Госдумы во главе с Родзянко, который 28 февраля обратился к народам России с воззванием, что берёт на себя организацию новой власти. Созданный накануне Петроградский Совет рабочих депутатов во главе с меньшевиком Н. Чхеидзе (депутатом Думы) вступил в переговоры с Временным комитетом, 2 марта признал Временное правительство (в день отречения царя). Только в марте возникло до 600 Советов. В стране установилось двоевластие (а Кронштадт, Красноярск признавали лишь Советы). В мае состоялся I Всероссийский съезд крестьянских депутатов. В июле 1917 г. Временное правительство фактически покончило с двоевластием; 12 августа в Москве открылось Государственное совещание. В августе — сентябре ряд Советов принял резолюции о переходе власти к ним. 1 сентября 1917 г. Директория (выделенная в составе Временного правительства) провозгласила Россию республикой, объявила о выборах в Учредительное собрание и созыве Демократического совещания; оно открылось 14 сентября, создав Высший совет республики (предпарламент), но правительство отказалось отчитываться перед ним. В октябре 1917 г. в Петрограде действовал военно-революционный комитет; в свою очередь, предпарламент создал Комитет общественного спасения, а городская дума — Комитет общественной безопасности. 25-27 октября прошёл II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов, избравший новый ВЦИК (Всероссийский центральный исполком) и провозгласивший переход власти к Совету народных комиссаров. В середине ноября 1917 г. прошли выборы Учредительного собрания (из 715 депутатов — 412 эсеров, 183 большевика), 5 января 1918 г. оно провело одно заседание, а 7 января было распущено ВЦИКом.

В РСФСР с1918 г. было установлена система Всероссийских (позже — Всесоюзных) съездов Советов, избиравшихся по многоступенчатой системе низшими Советами; между съездами высшим органом считался ВЦИК; в республиках тоже были съезды Советов и ЦИКи. 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов провозгласил создание СССР. По Конституции 1924 года высшим органом был Съезд Советов (ежегодный, не считая чрезвычайных), который избирал ЦИК СССР (из двух равноправных палат — Союзного Совета и Совета Национальностей), его Президиум поочерёдно возглавляли 4 председателя (от четырёх тогдашних союзных республик); исполнительная власть была у СНК. Конституция 1936 года, принятая 5 декабря чрезвычайным VIII Съездом Советов, декларировала всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании; избирались Верховный Совет СССР (из Совета Союза и Совета Национальностей) во главе с Президиумом, аналогичные Верховные Советы республик и вся сеть Советов депутатов трудящихся (от областных и ниже).

После 1-й мировой войны возникает ряд новых государств. Чехословакия, обретя независимость в конце 1918 г., сформировала Временное национальное собрание по итогам выборов в рейхсрат 1911 года; конституция 1920 г. узаконила 2-палатное Национальное собрание. В Польше в 1919 г. прошли выборы в сейм, по конституции 1921 г. избирались сейм и сенат, а они избирали президента. После переворота 1926 г. они действовали в условиях диктатуры Пилсудского. В Болгарии после событий 1923 г. также был недемократический режим, депутатов Народного собрания лишали мест и т.п. В 1918 г. сабор Хорватии, скупщины Сербии и Словении провозгласили Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1920 г. действовала Учредительная скупщина; парламент раздирали национальные противоречия (в 1928 г. депутат-серб застрелил двух хорватов); в 1929 г. король распустил парламент, югославская конституция 1931 г. предусматривала Народную скупщину и сенат. Свои парламенты возникли в странах Балтии, а вот в Беларуси и Украине по ряду причин ни независимых государств, ни парламентов не возникло (в декабре 1917 г. был разогнан большевиками Всебелорусский съезд, а БНР и УНР были ликвидированы в ходе гражданской войны).

В Германии в ходе революции 1918-19 гг. возникли Советы, созывались их съезды. В 1919 г. Национальное учредительное собрание провозгласило республику; т.н. Веймарская конституция гарантировала всеобщее избирательное право с 20 лет, усилила полномочия рейхстага (но 2-я палата, рейхсрат, формировались из представителей земель), весьма сильная власть была у президента (избираемый всеобщим голосованием, он назначал правительство во главе с рейхсканцлером). Во время путча генерала Каппа (1920 г.) тот провозгласил себя канцлером, а парламент распустил, но путч был подавлен. Именно через выборы в рейхстаг, где его партия в начале 1933 г. завоевала большинство, пришёл к власти Гитлер, назначенный на пост рейхсканцлера. После пожара рейхстага в 1933 г. в стране начался террор, была установлена тоталитарная диктатура. В Италии фашисты пришли к власти в 1922 г. в результате переворота, но в парламенте несколько лет были и другие партии, только в 1925 г. Мусолини создал однопартийное правительство; парламент утратил свою роль (в 1929 г. списком в него были «избраны» сразу 400 депутатов), а в 1939 г. заменён «Палатой фашизма и корпораций».

Во Франции сохранялся режим «Третьей республики» с относительно слабым президентом. В Испании в 1931 г. была свергнута монархия, Учредительные кортесы провозгласили республику; победа на выборах 1936 г. Народного фронта привела к гражданской войне и установлению в 1939 г. диктатуры Франко. В Греции в 1924 г. Учредительное собрание провозгласило республику.

В Англии сохранялась прежняя система, избирательные права получили женщины. Острым был ирландский вопрос, в этой английской колонии в 1918 г. началась революция: согласно реформе 1918 г. 103 места в английском парламенте были выделены для Ирландии. Но 73 радикальных депутата от партии Шин фейн объявили себя в Дублине Национальным собранием, были созданы правительство, Ирландская республиканская армия, что привело к войне с Англией 1919-21 годов. В 1921 г. Ирландия получила статус самоуправляемого доминиона, это вызвало раскол среди революционеров, до 1923 г. между ними шла гражданская война; в 1923 г. прошли парламентские выборы по новой конституции. Свои законодательные органы были и в других английских доминионах. В Индии, помимо вице-короля и губернаторов, существовали центральное и провинциальные Законодательные собрания.

В Турции в начале 20-х годов началась борьба против султанского режима, капитулировавшего после 1-й мировой войны перед странами Антанты. В январе 1920 г. в Стамбуле палата депутатов приняла т.н. «Национальный обет», но была разогнана султаном. В Анкаре революционные силы во главе с Кемалем созвали «Великое национальное собрание Турции», существовавшее до 1923 г.; Турция стала республикой. Существовал меджлис в Иране, в странах Ближнего Востока также появились парламенты либо шла борьба за их созыв. В Монголии в ходе революции была установлена республика, в 1924 г. созван Великий народный хурал; всеобщее избирательное право учреждено лишь в 1944 году. В Китае в обстановке гражданской войны в ряде районов была установлена Советская власть.

После 2-й мировой войны в США и Англии сохранились в целом прежние системы. Отметим роль конгресса США в процедурах импичмента президентам Никсону («Уотергейт», 1974 г.) и Клинтону («дело Моники Левински», 1998г.). В Англии в конце XX в. создаются парламенты для автономий Шотландии, Уэльса, начато реформирование палаты лордов (отказ от наследственного членства), создаются переходные законодательные органы в Северной Ирландии.

В освобождённой Франции в 1945 г. было избрано Учредительное собрание (победили коммунисты и социалисты). В эпоху IV Республики (1947-58) власть была у Национального собрания,а Совет Республики мог лишь отсрочить закон. После кризиса 1958 г. конституция V Республики резко усилила власть президента (он может распускать парламент, состоящий из Национального собрания и Сената, назначать правительство), референдум высказался за всеобщее избрание президента. В Италии в 1946 г. была провозглашена республика, созвано Учредительное собрание. Парламент состоит из палаты депутатов и сената; слабость парламентской модели выразилась в том, что за 1947-94гг. сменилось 11 парламентов, 48 правительств, было 50 правительственных кризисов; референдумом 1993 г. внесены изменения в конституцию (переход к мажоритарно-пропорциональной системе выборов и т.п.) - возникла II Республика. В Испании после смерти Франко (в1975 г.) установлена конституционная монархия, в 1977 г. были избраны кортесы (конгресс депутатов и сенат) с участием около 30 партий и организаций; 23 февраля 1981 г. парламент на время был захвачен военными-путчистами; с 1983 г. существуют 17 автономных областей со своими парламентами и правительствами.

Конституция ФРГ 1949 г. определила 2-палатный парламент: бундестаг (палата депутатов) избирается, бундесрат (палата земель) назначается земельными правительствами; правящая коалиция назначает правительство во главе с федеральным канцлером, есть и пост президента. В Восточной Германии в 1949 г. Немецкий народный конгресс избрал Немецкий народный совет, с 7 октября существовала Временная народная палата; в дальнейшем ГДР избиралась Народная палата, назначавшая Госсовет; был и Совет Министров. В августе 1990 г. было принято решение о вхождении в ФРГ, Народная палата распущена. В Западном Берлине избиралась палата депутатов, исполнительная власть была у сената во главе с бургомистром. Австрия — парламентская республика (хотя и избирается президент), федерация провинций, имеющих свои ландтаги и правительства; провинции назначают Федеральный совет, а 2-я палата (Национальный совет) избирается.

Бельгия — конституционная монархия, парламент состоит из палаты представителей и сената. В Нидерландах (2-палатные Генштаты), Норвегии (стортинг), Швеции (риксдаг), Дании (1-палатный фолькетинг, а Фарерские острова имеют свой лагтинг), Люксембурге (палата депутатов), Лихтенштейн (ландтаг), Монако (национальный совет) — также конституционные монархии; парламентские республики с наличием президента — в Исландии (2-палатный альтинг ведёт свою историю с 930 года!), Финляндии (сейм), Мальте (палата представителей), Ирландии (дойл состоит из сената и палаты представителей), Греции, Португалии; соправители (копринцы) княжества Андорра — президент Франции и епископ Урхельский (Испания), избирается Генсовет; в Сан-Марино избирается Большой генсовет, раз в полгода избираются 2 капитана-регента из состава Госсовета. 23 кантона Швейцарии имеют свои конституции, парламенты и правительства; Федеральное собрание состоит из Национального совета и Совета кантонов, из 7 федеральных советников ежегодно избирается новый президент конфедерации.

В странах Восточной Европы после 2-й мировой войны первоначально действовали старые парламенты, затем реформированные в «социалистическом духе», а с конца 1980-х годов вновь изменившиеся. В Болгарии парламент всё время назывался Народным собранием, существовал Госсовет во главе с председателем, а ныне глава государства — президент. Пост президента появился и в Албании (вместо главы Президиума Народного собрания), Венгрии (его избирает Госсобрание вместо прежнего Президиума ВНР). В Польше с 1947 г. был 1-палатный Законодательный сейм (между его сессиями высшим органом считался Госсовет), затем создан и сенат (в 1989 г. президента избрало 2-палатное Национальное собрание), ныне президент избирается народом, может распускать парламент. В Румынии с 1948 г. было Великое национальное собрание, Чаушеску с 1974 г. совмещал посты президента и председателя Госсовета; после его свержения (декабрь 1989 г.), в феврале 1990 г., Совет Фронта национального спасения был преобразован во Временный совет национального единства; ныне парламент состоит из Собрания депутатов и сената, избирается и президент. В Чехословакии после ликвидации сената было 1-палатное Национальное собрание, а с 1969 г. (когда страна стала федерацией) Федеральное собрание состояло из Народной палаты и Палаты национальностей, избирало президента; после разделения страны, с1993 г., оба парламента избирают президентов, велики полномочия премьеров. Не раз реформировалась парламентская система в Югославии, состоявшей из 6 республик и 2 автономных округов: Народная скупщина состояла вначале из Союзного вече и Вече национальностей, с 1953 г. — Союзная народная скупщина (из Союзного вече и Вече производителей), с 1963 г. — 5-палатная Союзная скупщина (Общественно-политическое вече, вече национальностей, хозяиств, по вопросам социальной политики и здравоохранения, по вопросам просвещения и культуры), были также президент и правительство (Союзное исполнительное вече); с 1974 в Скупщинах республик было по 3 палаты (вече объединенного труда, местных объединений и общественно-политическое), а Союзная скупщина состояла из 2 палат (Союзное вече, Вече республик и краёв), избирала Президиум СФРЮ (после смерти Тито его председатель менялся периодически). После распада Югославии свои парламенты существуют в Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговине (а также её частях — «Боснийской федерации» и «Республике Сербской»), Сербии и Черногории (есть и их Собюзная Скупщина), в Косово.

В Китае с 1954 г. существует Всекитайское собрание народных представителей (в 1965-75 гг. его сессий не было) во главе с Постоянным комитетом, избирающее Председателя КНР, утверждающее состав Госсовета и его премьера. В КНДР парламент — Верховное народное собрание во главе с Постоянным комитетом, избирающее президента (он же — глава Центрального народного комитета, который формирует правительство — Административный совет); в Корейской республике — Национальное собрание. На Тайване до 1991 г. заседала Национальная ассамблея из депутатов ещё времён Чан Кай-ши (до 1949 г.), избиравшая президента; с 1991 г. проходят выборы парламента и президента. Во Вьетнаме с 1946 г. — Национальное собрание (на Юге было своё), с 1976 г. это общий парламент всей страны. В Лаосе в 1975 г. Национальный конгресс народных представителей провозгласил республику, избрал Верховное народное собрание, есть и президент. В Камбодже — конституционная монархия, есть 2-палатное Народное собрание. В Японии по конституции 1946 г. 2-палатный парламент, формирующий правительство (палата представителей и палата советников), это конституционная монархия. В Индии в 1949-50 гг. Учредительное собрание приняло конституцию независимой страны, парламент состоит из Народной палаты и Совета штатов, в штатах есть свои парламенты; есть президент, но больше полномочий у премьера. В Мьянме (Бирме) с 1988 г. через свои органы власти правят военные. Неоднократно распускался и парламент Бангладеш. В Индонезии при режиме Сухарто раз в 5 лет собирался для избрания президента Народный консультативный конгресс, в промежутках действовал Совет народных представителей; в 1999 г. впервые с 1955 года прошли выборы 462 депутатов парламента, с 38 военными и 200 делегатами от регионов и профессий они составили Народный консультативный конгресс, который в 2001 г. отстранил от должности президента А.Вахида и избрал нового. В Пакистане президента избирают обе палаты (Национальная ассамблея и сенат) и законодательные собрания 4 провинций; на деле президент не раз распускал парламент. После переворотов распускались и Великое народное собрание Турции, 2-палатная Национальная ассамблея Таиланда. Абсолютные монархии — Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар; в Бутане король назначает Национальную ассамблею; в Непале в 1959 г. король распустил парламент, перешёл к многоступенчатой системе панчаятов, но после 1990 г. вновь проходят многопартийные выборы; конституционные монархии также — Бахрейн, Иордания (тут в 1974-84 гг. была распущена палата депутатов, есть сенат, многопартийные выборы проходили до 1956 г. и с 1993 г.) Кувейт (эмир распускал Национальное собрание в 1976-81, 1986-92 гг.), Малайзия (монарха избирают султаны 9 штатов, избираются палата представителей и часть сената). В ОАЭ высший совет эмиров избирает президента, а Национальный совет имеет совещательные функции. Президент Шри Ланки может распускать 1-палатный парламент; в Сингапуре президента избирает парламент, но с 1993 г. полномочия главы государства очень расширены; в Сирии (есть Народный совет) в 1963-94 гг. реальных многопартийных выборов не было; на Филиппинах 1-палатное Национальное собрание обрело реальные полномочия после падения Маркоса в 1986 г. В Ираке Национальный совет — фикция при режиме С. Хусейна, в Иране исламское духовенство по конституции контролирует президента и меджлис. По конституции Кипра высшие органы и парламент избираются от греческой и турецкой общин (на самом деле в выборах участвуют лишь греки). С 1943 г. конфессиональная система действует и в Ливане, где 17 религиозныых общин; так избирается и Палата депутатов. В Монголии в начале 90-х на смену Президиуму Великого народного хурала введён пост президента, но избирается и 1-палатный ВНХ. В Израиле — парламентская республика, кнессет избирает президента и формирует правительство (но с 1996 г. премьер избирается населением).

В большинстве стран Латинской Америки существуют парламенты, однако это государства преимущественно с президентской формой правления; в истории этих стран часты случаи переворотов с последующим роспуском парламентов и т.п., бывают и иные конфликты между ветвями власти. Так, в Бразилии, где в 1992 г. президент был обвинён в коррупции специальной комиссией Национального конгресса (палата представителей и сенат) и ушёл в отставку, парламентом были переданы полномочия вице-президенту (вообще же здесь, как и в Аргентине, где аналогичный парламент, президента избирает коллегия выборщиков). Во время кризиса 2001 года в Аргентине сменилось несколько временных президентов, избираемых или назначаемых парламентом. В Эквадоре в 1997 г. парламент отстранил в связи с недееспособностью президента, назначив временного. В Гватемале, когда президент распустил парламент, тот вместе с армией выдвинул альтернативного. Хотя гораздо более часты случаи, когда президент распускает парламент без подобных последствий; при диктаторских режимах (например, Дювалье в Гаити) роль парламентов фиктивна. Для Мексики (2-палатный конгресс) десятилетиями был характерен правящий однопартийный режим (ИРП), на Кубе существует Национальная ассамблея народной власти, между её сессиями высшим органом считается Госсовет. В Северной Америке необходимо упомянуть Канаду во главе с генерал-губернатором: палата общин избирается, сенат формируется представителями регионов.

В большинстве стран Африки номинально существуют парламенты, но также преобладает президентское правление. Особенности ряда стран подчёркивают такие названия, как Палата вождей (в Ботсване) и др. Пышной фразеологией прикрыта сущность режима в Ливийской Джамахирии (т.е. «государстве масс»), где созывается Всеобщий народный конгресс, есть Высший народный совет. В Зимбабве после перехода власти к чёрному большинству (1979 г.) белые до 1987 г. имели некоторые привилегии в парламенте; в ЮАР с 1984 г. существовал парламент с 3 палатами (белых, цветных и индийцев), после реформ де Клерка в 1994 г. прошли выборы Конституционной ассамблеи. В Алжире после отмены итогов выборов 1992 г., когда победили исламисты, началась многолетняя гражданская война. Подобных примеров политической нестабильности очень много.

В Советском Союзе система Советов (с 1977 г. — Советы народных депутатов) была неизменной до конца 1988 г., когда были внесены изменения в Конституцию, принят закон о выборах народных депутатов. Высшим законодательным органом стал Съезд народных депутатов (СНД) СССР — 1500 депутатов избирались в округах, 750 — от КПСС и общественных организаций. В мае — июне 1989 г. прошёл первый СНД СССР, избравший Верховный Совет (из Совета Союза и Совета Национальностей), планировалась ежегодная ротация его на 20%, Председателем Верховного Совета (а не Президиума ВС, как раньше) был избран М.Горбачёв, а после его избрания (март 1990 г.) президентом СССР - А. Лукьянов. В 1989-91 гг. состоялось пять СНД СССР (из них 2 внеочередных), последний, уже после путча ГКЧП, фактически объявили о самороспуске. Существовал и СНД РСФСР, председателем ВС был избран Ельцин, после его победы на выборах президента России (12 июня 1991 г.) — Р. Хасбулатов. В ходе путча ГКЧП в Москве проходила чрезвычайная сессия Верховного Совета России. В последующие месяцы 1991 года все союзные республики декларировали свою независимость, ставшую реальностью после распада СССР в декабре 1991г. Хотя посты президентов были рано или поздно введены во всех 15 новых государствах (Беларусь сделала это позже всех — в 1994 г.), модели правления в них установились различные. Три страны Балтии — парламентские республики с преобладающим значением Госсобрания в Эстонии, сеймов в Латвии и Литве; к этой модели впоследствии приблизилась и Молдова. В республиках Закавказья и Средней Азии установились более-менее сильные президентские режимы, в некоторых из этих стран — авторитарные (Туркменистан, Азербайджан и др.), парламенты играют там подчинённую роль. В России период 1991-93 гг. можно охарактеризовать как борьбу исполнительной власти во главе с президентом против Верховного Совета, завершившуюся вооружённым конфликтом (сентябрь-октябрь 1993 г.); по новой Конституции 2-палатное Федеральное собрание играет явно второстепенную роль, к тому же в Госдуме после каждых очередных выборов усиливались позиции пропрезидентских сил, а позиции регионов в Совете Федерации ослаблены после его реформирования. В Украине попытка президента путём референдума (2000 г.) реформировать Верховный Совет, преобразовав его по российскому сценарию в 2-палатный парламент, не увенчалась успехом: парламент отказался изменить конституцию, а референдум носил консультативный характер; после раскола в Верховном Совете руководящие посты заняли сторонники президента (правоцентристский блок), хотя выборы 2002 г. вновь изменили картину в сторону примерного паритета сил. События в Беларуси, после неопределённого «двоевластия» 1991-94 гг., когда исполнительная и законодательная ветви власти фактически существовали обособленно, развивались в сторону всё большего усиления президентской власти, вплоть до авторитаризма (референдум 1996 г. с последующим назначением вместо Верховного Совета 2-палатного Национального собрания: Палаты представителей и Совета Республики; «выборы» 2000 и 2001 годов и т.д.).

Таким образом, в многообразии стран и эпох свою роль, большую или меньшую, всегда играли органы законодательной и представительной власти, неотъемлемый атрибут современного мира.

На верх старонкі