Альманах "Лунінецкая муза", № 8

Вадзім Жылко, Віктар Пятроў

Права на пошук

Дорасти до свободы

Виктор Петров

Труднее всего на свете открывать вещи,
которые сами собой разумеются.
Карел Чапек

15 лет назад М. Горбачёв выдвинул лозунг: “каждый должен начать перестройку с себя”, на что остроумный поэт-эмигрант Тимур Кибуров тут же съязвил:
Начни перестройку с себя,
А меня ты в покое оставь.
Этим он хотел выразить чаяния передовой интеллигенции, давно ждущей позитивных преобразований именно в системе верхних эшелонов власти, которая к середине восьмидесятых почти полностью деградировала. Перестройка не удалась именно потому, что не коснулась основ, на которых держалось государство. КПСС была ликвидирована, но коммунисты остались у власти. Вся эта партийная братия готовилась к крушению советской власти. Новое время лишило их многих привилегий, но не смогло отнять главное – информацию и связи. Именно система особых связей оказалась подготовленной к рынку лучше всех. А если её умножить на бывшие средства КПСС, ВЛКСМ и других организаций, о которых написано много, а найдено мало, то станет ясно, почему у этих людей “всё схвачено”. Так люди прошлого оказались у нас людьми будущего, а в прошлом остались комплексующие демократы-интеллигенты.

Но хорошая идея в дурной среде извращается в нелепость. Свободой рыночных отношений воспользовались люди, взращенные большевистской идеологией, бывшая и нынешняя номенклатура. Лёгкость обогащения вскружила им голову и привела к духовному разложению. Фигурально выражаясь, свою исконную духовность и интеллигентность они променяли на джинсы, кока-колу и иномарку. И это несмотря на то, что нам семьдесят лет внушали отвращение к материальным ценностям.

Советское бытие приучило каждого прятать всё то, что составляло подлинную его жизнь: взгляды, убеждения, мысли, прошлое, ненависть, надежды. Человек искал спасения в обходных тропинках, в маскировке и во лжи. У большевизма есть одна страшная, нечеловеческая черта. В нём нет сознания собственной преступности, какие бы страшные преступления он не совершил. Поэтому большевикам не ведомо чувство покаяния, свойственное любому человеку.

Не избавившись от большевизма внутри себя, мы никогда не станем цивилизованными людьми. А для того, чтобы интенсифицировать этот процесс, нужно правильно выбрать власть. Как писал русский мыслитель Иван Ильин, “править должны лучшие”. И далее, развивая, свою мысль, продолжает: “Лучших людей могут найти только те, кто не утратил чести и совести, те, кто страдали, а не те, которые пытали страдальцев. Иначе мы опять окажемся во власти политической черни, которая … создаст новый тоталитаризм, новую каторгу и новое разложение… Ребячливо веровать во всенародные выборы, как в политическую панацею. Совсем не всякий народ и не всегда способен выделить к власти лучших при помощи таких выборов…” Сказано словно бы про нас и про наши выборы на Беларуси.

О настоящей демократии можно говорить лишь тогда, когда в народе выработано чувство государственной ответственности: от того, что я делаю и как я голосую, зависит судьба моего народа, моего государства, моя собственная, моих детей и внуков; за всё это я отвечаю; всё это я должен делать по чести и совести. “Народ, не научившийся чтить закон и добровольно исполнять его за совесть, не будет уважать ни своего государственного устройства, ни им самим изданных законов; всяческое правонарушение окажется основной формой его жизни и во всех делах его водворится “чёрный рынок”. Народ, не знающий ни истории, ни географии своей страны, не увидит сам себя. Народ, не способный самостоятельно мыслить о своей судьбе и своём государстве, поверит в фальшивые лозунги и побежит за льстивыми предателями. Человек, лишённый чувства собственного достоинства, продаст свой голос повыгоднее первому же ловкому покупателю. Народ, не понимающий своих исторических и державных задач, создаёт жалкую карикатуру на демократию и погубит себя и свою культуру,” – предупреждал И. Ильин в 1954 году. В нас налицо все эти симптомы. И мы должны стремиться победить в себе последствия большевизма. Коммунисты пытались заменить человеческую самостоятельность приказом и страхом. Они отняли у людей собственность, свободную хозяйственную инициативу, свободу труда и суждений. Творческий инстинкт у кого-то исчез, у кого-то сосредоточился в частном секторе. Вот почему общественный транспорт разваливается, здания не стоят, земля не родит, а уровень образования неудержимо падает. Личный творческий труд человека должен быть признан, поощрён и освобождён.

К началу XX века дореволюционная Россия не знала взяток – ни в суде, ни в управлении. Это ложь, что в России всегда было “всё продажно”. Но теперь… Личный успех, личная карьера, почёт, власть и закулисное влияние – за всё это современный человек готов забыть свою умолкнувшую совесть и честь. “Современный человек перестал верить в Бога и именно поэтому так легко и так охотно продаёт свою душу дьяволу” (И. Ильин).

Между прочим, и западное общество – не Земля Обетованная, как кажется нашим наивным туристам и публицистам. Всё там есть – и банкротства, и коррупция, и безработица, и духовная опустошённость. Всё там есть, но в определённой пропорции – ибо такова природа человека. И нам предстоит огромная работа, чтобы восстановить стрелку весов, качнувшуюся далеко в сторону порока.

Сейчас в моде сетования на то, что социализм у нас получился “не тот”, что существует в идеале хороший социализм, а у нас устроили плохой, исказили предначертания великого вождя. Эти сетования бессмысленны. Для захвата и удержания власти в огромной стране требовались определённые качества. Тут нужны не гуманизм, не безупречная нравственность, не высокая культура – нет, требуется фанатизм, жестокость, способность к быстрым и категоричным решениям. Именно такими были большевики-ленинцы и их последователи. И не могли быть другими! Исключения составляли те (Луначарский, Чичерин, Сокольников), кто представлял страну перед внешним миром, а не занимались непосредственно гражданской войной, продразвёрсткой и другими революционными делами. Именно состав исполнителей не был учтён “самой передовой теорией”. Человеческая психология – индивидуальная и социальная – была абсолютно проигнорирована Марксом и Лениным. А между прочим, психология – это необходимый фундамент любой науки об обществе. В этом отношении Маркс и Ленин оказались подобны инженерам, спроектировавшим невиданной красоты мост, но построившим его, начисто пренебрегая скучной наукой о сопротивлении материалов. Мост рано или поздно неминуемо рухнет. Хотя в идеале коммунистическая организация труда выглядит очень заманчиво. Но мы на своей шкуре знаем, что получается на практике. Оказывается, что без прямой угрозы увольнения, без конкуренции, без солидного поощрения за хорошую работу – без подобных стимулов всё работает плохо. Человек корыстен, эгоистичен по своей природе – и экономическая система, расчитанная на бескорыстие, на сознательность, на грубое принуждение, – обречена на провал. Капитализм – система саморегулирующаяся, рассчитанная на корысть каждого, в результате обогащение каждого обогащает общество в целом. Социализм – система, регулируемая искусственно, и поэтому природная человеческая корысть социализм расшатывает. Есть совершенно бескорыстные люди, прекрасно и честно работающие за нищенскую зарплату, не унёсшие с работы ни гаечки среди всеобщего воровства. О них можно писать, снимать фильмы. Нельзя только в расчёте на них строить политику. Даже свой производственный коллектив их отторгает, люди яростно борются с ними за право работать мало и плохо. И это реальность.

Только саморегуляция – адекватный способ существования сверхсложных систем. Человечество – слишком сложная система, и переделывать эту систему насильственно – такой же смертельный трюк, как заниматься “преобразованием природы”. Так что пусть желающие веруют в неизбежное пришествие коммунизма – лишь бы не пытались “строить”!

Станет ли советский человек когда-нибудь другим – независимым, свободомыслящим, чуждым инстинктам тьмы? Об этом бесполезно спорить сегодня. Весь опыт истории учит, что любой резкий поворот событий оказывался для современников совершенно неожиданным. Не знаем мы будущего и сейчас, но должны понимать, что завтрашние события рождаются из сегодняшних наших поступков. Значит, единственный путь – поступать правильно по мере своего разумения, беря на себя свою частицу ответственности за будущее. И тогда появятся вера и надежда, что наши добродетели будут вознаграждены, а чаяния – сбудутся. А нетерпеливая попытка моментального создания прекрасного свободомыслящего человека неизбежно приведёт к очередному геноциду.

На верх старонкі