Интернат ты наш, интернатушка...Здесь было намного труднееПоступила на работу в школу-интернат города Лунинца в январе 1964 года. Работала до 29.08.1966 года. Первые полгода была воспитателем в 3-м классе, позднее преподавателем математики в 5–8 классах. Школа работала всего 3 месяца. Всё ещё, в том числе и воспитательно-учебный процесс, находилось в стадии формирования. Формировался и сам коллектив, стиль работы; заканчивалось и обустройство зданий учебного и спального корпусов; благоустраивалась сама территория. Руководил коллективом Олег Александрович Киселёв, первым завучем работала Лидия Ивановна Акулова. С большой теплотой вспоминаю коллег: Ивана Андреевича Гусака, мужа и жену Люкишей, Валентину Степановну Веренич, Веру Владимировну Ермолович, Лидию Тимофеевну Еськову, Марию Феодосьевну Веселовскую и многих других. Работать здесь было намного труднее, сложнее, чем в обычных школах. Дети здесь находились круглосуточно. Им нужно было организовать не только учебные занятия, но и общественно-полезный труд вне уроков. И все мы старались. Школа-интернат — это школа будущей жизни воспитанников и школа становления учителей и воспитателей. Кто работал в такой школе, никакие другие школы ему не страшны, а учителям и воспитателям можно смело присваивать категорию «Педагог-методист».С искренним уважением ко всем бывшим коллегам и воспитанникам, ветеран педагогического труда — Н.Ф. Балицкая (Черноокая). Нам не дано предположить, чем Бог для нас располагает…ОптимизмЛунинецкие крестьяне Прасковья Кондратьевна и Фёдор Николаевич Черноокие воспитывали восемь детей, когда через 9 лет после рождения последнего Бог дал им девятого ребёнка. Братья и сёстры были так внимательны к последышу, что не позволяли девочке в полной мере ощутить страдания военного и послевоенного времени. И даже пребывание в партизанском семейном лагере для неё овеяно своеобразной романтикой опекаемого детства. В школе училась легко и охотно. Трудности вместе переживали все одноклассники: бедная одежда, отсутствие тетрадей, поиск бумаги, чистой хотя бы на одной стороне. Одному из первых детских подарков — карандашу — радовалась больше, чем современные избалованные дети — самому «крутому» мобильному телефону. Была переполнена желанием познать всё вокруг! Легко давались любимые предметы: география, химия, биология и математика. С возрастом поняла, что именно эти дисциплины преподавали любимые учителя. В её серебряной медали, считает, значительная часть заслуг — педагогов. С выбором профессии колебаний не было. На физмате Брестского пединститута занималась успешно и с удовольствием. Хватало жизненных лишений, но что они значили в сравнении с молодостью, задором и оптимизмом?! По распределению начала трудовой путь в Бостынской СШ. Затем преподавала 2 года (1964–1966г.г.) в Лунинецкой школе-интернате, работала инспектором отдела образования, но всё же учитель победил управленца. 19 лет отдала Надежда Фёдоровна преподаванию математики в родной школе №1 города Лунинца, в которой у неё было семь выпусков. Любовь Довольно долго ждала учительница своего суженого, и Бог наградил её счастливым замужеством. Уроженец Гродненщины Николай Александрович Балицкий был не только любимым человеком — опорой, добрым советчиком, настоящим смыслом её жизни. Три года назад мужа внезапно не стало, и до сих пор жена с трудом отходит от потрясения этой потерей… Спасает семья детей. Сыну Александру, пчеловоду, продолжившему увлечение деда и отца, также повезло с женой. Невестка — коллега Надежды Фёдоровны, Елена Ивановна, работает педагогом-психологом в железнодорожном саду №3 «Вербочка», искусная рукодельница, хорошая жена и заботливая мать. Особая гордость бабушки — внучки. 9-классница лицея Ирина, будто по стопам бабушки, избрала физико-математический профиль. «Физик» в девочке гармонично сочетается с «лириком». Она пишет стихи, занимается на художественном отделении ДМШ, где, по мнению Надежды Фёдоровны, работают талантливые, воистину от Бога педагоги. 7-классница Галина радует успехами в двух школах – СШ №1 и музыкальной. Она художественно читает, хорошо поёт, заняла 2-е место в конкурсе пианистов. Жизнелюбие Родные Надежды Фёдоровны заняты своими делами, в которых она рада быть им полезной. Память золотых рук мужа — большой уютный дом. Усадьба летом требует много работы, чему с увлечением летом отдаётся хозяйка. Зимой же она находит утешение души в чтении книг, на что раньше времени не хватало. И благодарит каждый восход солнца, что продолжает жить и трудиться… Надежда Фёдоровна пользовалась большим авторитетом, уважением учеников и их родителей. Сужу об этом со всей объективностью — она была классным руководителем и у моей дочери. Все мы бесконечно благодарны ей не только за преподавание математики, но и за уроки жизни. Подкупают доселе неутраченное обаяние и доброжелательность педагога. Заповедь родителей — жить по Божьим законам — коренная лунинчанка перенесла в ХХI век, облагородив его чистотой помыслов и поступков. «Лунінецкія навіны”, 02.04.2008 года. Наталья Казанкова, председатель совета ветеранов педагогического труда.
|