Семёнова
Семёнова В.В.

Цеван
Цеван Николай

Интернат ты наш, интернатушка...

Наши труды приносили детям радость…

Рохацевич Нина Алексеевна. Педагогический стаж моей работы — 30 лет. Первые 15 лет — преподавателем химии и биологии, последние 15 лет работаю в школе-интернате воспитательницей. В 1973 году приняла 7-й класс и довела его до 10 — выпускного класса. Третья часть этого класса окончила вузы и техникумы: М. Говейнович, Н. Гордиевич; техникумы — Нагорный — агроном, Н. Тельпук, Т. Валько — бухгалтера, В. Богданович, Н. Берёзко — учителя. Большинство ребят стали квалифицированными рабочими. Многие юноши приобрели специальность механика, механизатора, шофёра, строителя; девушки — продавца, повара, воспитателей дошкольных учреждений. В 1976 году я стала воспитателем 1-го класса, довела их до 4-го класса и взяла опять первый класс, но уже проработала с ними до окончания 8 класса. В настоящее время работаю с детками 2-го класса. Провожу с ребятами много интересных дел, об чём свидетельствуют многочисленные фотографии. Когда вспоминаю, сколько деток научила читать и писать, на душе становится приятно, что мои труды приносят детям радость и счастье, что они многому научились у меня. А когда получаю от них поздравления, думаю: жизнь прожита не зря!

С искренним уважением к моим коллегам и всем бывшим воспитанникам — Н.А. Рохацевич.


Моя мечта была — работать в школе-интернате!

Станция Мальковичи. Средняя школа. А рядом детский дом. Воспитанники детского дома приходили в школу только на уроки. Это были дети, родители которых погибли во время войны. Большинство детей из Ленинграда. Немцы хотели увезти в какой-то лагерь. Им нужна была детская кровь для их солдат. Об этом узнали партизаны. Они на станции Мальковичи напали на охрану поезда и освободили детей. Жители посёлка прятали и кормили детей. Их было много. Но все нашли приют и ласку.

С приходом наших войск (в июле 1944 года И.П.) в посёлке открыли специальный детский дом. Детский дом… В нём дети жили своей жизнью, заботами и горестями. Организованно приходили в школу, так же и уходили из школы в сопровождении воспитателей. В школе и на людях дети держались с достоинством, несколько отчуждённо и замкнуто, но очень сплочённо и дружно.

Я завидовала воспитателям, работавшим в детском доме. Мои дети, особенно старшая дочь Надежда, дружили с детьми из детского дома. Самые отчаянные из них всегда защищали её и посвящали в свои тайны, которые она умела хранить и уважать.

И вдруг: «Создаётся новый тип учебного заведения — школа-интернат». Открылась такая школа в 1963 году в г. Лунинце. Моя мечта — работать в школе-интернате, и очень хотелось поработать вместе с замечательным человеком, первым директором школы — Олегом Александровичем Киселёвым, человеком большого ума, богатой фантазии, замечательного вкуса, передовых педагогических взглядов.

Только через три года частично сбылась моя мечта: в 1966 году я назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Директором был уже Пётр Титович Боровик, а позднее — Михаил Наумович Копытковский.

Вот что осталось у меня в памяти особенно сильно. Дети! Большинство — дети как дети. А вот дети некоторых классов меня особенно поразили. 4-ый класс. Класс, где учились Саша Малащицкий, Валя Бессилко, Николай Цеван, Анна Черноокая, Варя Харитонович и другие. Помню воспитателей: Любовь Марковну Ермачёнок (удостоена звания «Заслуженный учитель БССР») и Марию Феодосьевну Веселовскую.

Поразила меня в детях их агрессивность, какое-то недоверие к воспитателям и учителям. Любое проявление заботы, внимания к ним со стороны взрослых они воспринимали как заискивание перед ними, как признак предстоящих неприятностей. Я смотрела на них и невольно сравнивала их с воспитанниками Мальковичского детдома. Что же (или кто же? И.П.) покалечило им душу? Что лишило их детства? Откуда озлобленность, неверие в доброту? Это ведь дети послевоенных лет. Любовь Марковна уверяла, что дети становятся доверчивее, начинают прислушиваться к советам старших. А было с ними, когда их только привезли из дома малютки, ещё хуже.

Но почему они так не похожи на детей военных лет?.. Те и эти лишены настоящего детства в домашних условиях, у тех и этих трагедия. Те — добрые, не по годам взрослые, эти — озлобленные, недоверчивые, одичавшие. Почему? Ответ может быть однозначный. Те, дети военных лет, своим детским сердцем приняли трагедию как неизбежное всенародное горе. Эти дети, из Дома малютки, обмануты и преданы родителями, мамами, оставившими их после рождения в роддомах. Окружающие их, взрослые и дети, жили в семьях. И никто не смог их защитить, оградить от беды. Никакой Дом малютки, даже самый хороший, не заменит доброту матери, настоящей матери! Вот и получаем итог.

Сколько нужно было вложить душевной теплоты воспитателям, учителям и всем работникам, чтобы отогреть их сердца, распрямить их душу. И вот они закончили 8 классов, некоторые поступили в техникумы другие — в разные училища, а большинство остались учиться в 9-ом классе. (1966 год. И.П.) Ещё 2 года в школе-интернате. Коллектив учителей школы уже не считал их самыми трудными. Они сами стали помощниками и инициаторами добрых дел. Вот Саша Малащицкий. Ранее грубиян, дерзкий, организатор ватаги ребят на плохие дела. Потом увлёкся спортом, отлично знал математику и, хоть был ужасно безграмотным, его не оставили на второй год. Убеждали его, что безграмотность с его головой можно преодолеть. Он понял, что с ним рядом старшие друзья, что в него верят, и сам потихонечку начал верить старшим. Закончил 10 классов, поступил в университет.

Рядом с Сашей Коля Цеван. Всегда корректный, опрятный, в его вещах, тетрадях всегда полный порядок. Учится ровно, хорошо. Долго не верила Коле. Почему-то считала, что на него кто-то работает, что сам он белоручка, часто говорила на эту тему дома с Сергеем Владимировичем, который с уважением относился к Коле. Но вот однажды я задержалась в классе. Коля, будучи уже учеником 10 класса, был дежурным, и вот здесь я увидела Цевана Колю таким, каким он был! Как он убирал класс!? Чисто вымыта ветошь, везде протёрта пыль, на классной доске не оставил и признаков мела, вымыл дверь, столы, пол. А главное, что больше всего меня поразило, делал он всё со вкусом, не спеша, без всякого смущения или недовольства. Мне хотелось подойти и поцеловать его как сына.

За время обучения в интернате имеет несколько грамот за активное участие в спорте и общественной жизни. Коля к нам приехал в 1963 году из Кобринского детского дома, где он был 4 года, а до этого он был в Пинском детском доме. Обучался в нашей школе-интернате с 1-го класса, в 1973 году окончил 10. Первой учительницей в их классе была Любовь Марковна Ермачёнок, воспитательницей до 10 класса работала Климашевич Ольга Николаевна. После окончания школы-интерната Коля со своим одноклассником поехал учиться на монтажника в город Жданов. Оттуда был призван на службу в морскую авиацию. После службы вернулся в город Лунинец, женился. С женой воспитали двоих детей, Руслана и Дануту. Помогают растить двоих внуков, детей дочери, которая работает в одном из учреждений Лунинца. Сын Руслан работает на железной дороге в городе Лунинце. Николай Григорьевич до ухода на заслуженный отдых работал машинистом Лунинецкой котельни. Вся семья проживает в Лунинце (И.А.).

В этом же классе училась из посёлка Припять Алла Дубойская. Все её звали Аллочкой, она была меньше других ростом, ловкая и подвижная, училась средне. Но ей все и всё прощали и любили её за доброту, за правду, сказанную в глаза, за отзывчивость и весёлость. Такой она и осталась в моей памяти. Варя Харитонович. Из Лунинца. Долго её дом оставался местом встреч одноклассников. Запомнился с первых дней мне и Василий Барановский. Однажды смотрю, во время уроков вместе с рабочими, раздевшись до пояса, копает ученик траншею под окном школы. Работает ловко, увлечённо, любо посмотреть. Сложен отлично, видно работает не впервой. Спрашиваю у директора, что за ученик, почему не на занятиях? А Петр Титович смеётся: «Да это же Вася! Замечательный мальчик. Он попросился с уроков, чтобы поработать. Не сидится ему, он у нас такой непоседа. И действительно. Что бы ни делали в школе, Вася помогает. Овощи разгружают — Вася помогает, траншею роют — он первый, работают на участке — без Васи не обходятся. У него неуёмная энергия, большая потребность её разгрузить. «Однажды, — рассказывает мне Пётр Титович, — пришёл Вася ко мне и буквально требует помочь найти ему работу, а то «я стены начну ломать. По успеваемости дела у него шли неплохо. В основном учился на «4». В 8-ом классе ученики избрали его секретарём комсомольской организации школы. К концу учебного года в организации было уже 19 человек. Главное, он находил дела только на пользу школе. Ничего не во вред. Школа для него — родной дом. Таким позже был Коля Письменников — всеобщий любимец за покладистый характер, за преданность школе-интернату.

Семёнова Вера Владимировна, учительница математики, завуч школы-интерната, 1984 год.