Интернат ты наш, интернатушка...

Работу в интернате вспоминаю с особым чувством…

С сентября 1982 года начала работать учительницей немецкого языка. До этого работала в Язвинской средней школе.

Что я увидела в совершенно другой школе? Сразу же влилась в сплочённый педагогический коллектив. Учителя, воспитатели и работники жили одной, очень дружной, сплочённой, большой семьёй, жизнью детей-сирот, детей, брошенных своими нерадивыми родителями. Конечно, вначале я испытывала большие трудности по наведению дисциплины на уроках, трудно было организовать рабочий процесс, атмосферу урока. Поставила перед собой цель — приблизить, приобщить детей к себе. И это мне со временем удалось благодаря внеклассной работе. Я подумала: кулинарный кружок — это то, что нужно! Ведь многие дети не знают даже запаха настоящей кухни. Сегодня, вспоминая это, считаю, что выбор был правильный. Директор школы-интерната В.А. Фёдоров не жалел на это продуктов. Организовала 2 группы, так как к нам устремились даже и мальчики. Естественно, дисциплина на уроках немецкого языка повысилась. Учащиеся с нетерпением ждали тех дней, когда они ощутят вкус настоящего домашнего пирога или будут вместе выпекать пирожные к очередному дню рождения.

Однажды группа мальчиков (был февраль) выбежала ко мне на остановку автобуса №2 после урока физкультуры в одних маечках, чтобы забрать у меня опару дрожжевого теста. У меня и пассажиров были слёзы на глазах от такой неожиданности. На заботу и доброту со стороны учителей, воспитателей и работников школы-интерната они отвечали своей детской преданной любовью. Все годы работы в интернате вспоминаю с особым чувством. Такой коллектив трудно было бы найти. Работа в таком учебном заведении требует от всех работников чувства большой ответственности. Это была настоящая Школа жизни, как для воспитанников, так и для всего педколлектива и коллектива работников.

С наилучшими пожеланиями ко всем моим коллегам и бывшим воспитанникам Мария Адамовна Гриневич.
Июнь 2012 года, Лунинец.

Помню многих коллег и воспитанников

На работу в Лунинецкую школу-интернат я пришла год спустя после окончания института, отработав этот год в Малоритской школе-интернате Брестской области по распределению. Мне было как-то понятно и интересно работать именно в интернате, а не в общеобразовательной школе.

В коллективе в это время было очень много молодых учителей, было интересно, так как проводилось много общешкольных мероприятий для детей, да и дети всегда тянулись к молодым учителям и воспитателям. Начала работать в должности воспитателя. Набираем первый класс, человек 35, если не больше. Дети маленькие, все из разных семей. Помню один «шустрик» всё убегал в лес, бегал знакомиться с окружающей территорией, а она не маленькая. Попросили остаться отца, не уезжать сразу, потому что мальчик не хочет оставаться. Но когда в спальне он увидел чистые белые простыни, да ещё то, что в ванной из кранов льётся тёплая вода, сказал с восторгом: «Я такое видел в Бресте, у дядьки». Он стал нашим.

Подъём, отбой, а ходить совсем не близко (нужно преодолеть железную дорогу через весь город), но это как-то не замечалось, так как у меня всегда была попутчица, коллега, наставница и просто очень хороший человек, воспитательница — Любовь Марковна Ермачёнок. У нас с ней всегда было о чём поговорить, и дорога пролетала незаметно.

Образцом учителя начальных классов для меня была Валентина Степановна Веренич. Затем я сама стала работать учительницей. Первый класс! Страшновато, но рядом с воспитательницей Ниной Алексеевной Рохацевич ничего не страшно.

Вера Владимировна Семенова (завуч) в конце года приходит на урок чтения (а было уже жарко, в классе душно), и урок как-то не удался, а май месяц: «Неужели провалилась?» А вот итоговый контроль завуча, чему научились дети: «Вот тексты для чтения, я думаю, хватит, чтобы всех послушать». Читали все, молодцы, осталось время почитать и стихи. И вот мои дети начинают читать стихи, выходят перед классом, называют авторов, читают вразумительно, и ни одно стихотворение не повторили. Молодцы!

А мне завуч дала совет: «Перенесите уроки литературы в природу, они (дети) уже устали».

Дети очень любили ходить по воскресеньям в город, особенно в кинотеатр. Однажды пришли, а фильм отменили. Отправились всем классом ко мне в гости. Смотрели телевизор. Мама приготовила ведро компота, печенье, а потом девочки старательно привели в порядок комнату перед уходом. Мама детьми была восхищена. Общественно-полезный труд в интернате был неотъемлимой частью распорядка жизни воспитанников. Это было очень правильно, ведь ребят к самостоятельной жизни никто больше и не готовил. Многие воспитанники об этом вспоминают и сегодня только с благодарностью.

Помню многих воспитанников, но некоторых более отчётливо: Галя Ящук, Светлана Наплёха, Валентина и Валерий Черноокие, Саша Чабан, Коля Песоцкий, Алексей Старовойтов и многие другие.

В интернате я проработала 6 лет, с 1972 по 1978, по семейным обстоятельствам уехала в Московскую область, где 32 года учила детей в военном городке. С любовью и теплотой вспоминаю Лунинецкую школу-интернат, которая мне подарила подруг на всю оставшуюся жизнь. Это Екатерина Фёдоровна Пашкевич (Прокопчук) и Людмила Емельяновна Кирикович.

С искренним уважением и наилучшими пожеланиями ко всем, с кем работала в школе-интернате и кого учила и воспитывала — Лариса Александровна (Сущ) Астафьева, Лунинец, 5 июня 2012 года.