Спальны корпус, 1963 год

Пригласительный
Пригласительный
1988 года

Интернат ты наш, интернатушка...

Вместо предисловия

Давно хотелось собрать воспоминания об одном мало известном учебном заведении в нашем городе Лунинце — о школе-интернате, который был открыт в теперь уже далёком 1963 году, и 50 лет открытия его исполнится в октябре 2013 года. Открывались интернаты после войны, только для детей-сирот, оставшихся после Великой Отечественной войны по разным причинам без родителей или с одним из родителей. Позже в интернаты стали направлять детей из многодетных семей, семей инвалидов Великой Отечественной войны 1, 2-й групп.

В начале 80-90-х годов интернаты начали принимать детей и из неблагополучных семей, из семей, живших на отдалённых хуторах, целыми классами направляли из детских домов городов Кобрина, Пинска, Минска и других.

Сохранилась одна из первых заметок о Лунинецкой школе-интернате, которую предоставила Людмила Емельяновна Кирикович.

“Хай заўсёды будзе сонца…”

На ўскраіне Лунінца, побач з сасновым борам высяцца прыгожыя 2 трохпавярховыя будынкі. Кожны дзень адсюль выбягаюць дзеці, і лес абуджаецца іх вясёлымі і радаснымі галасамі. Гэта — Лунінецкая школа-інтэрнат.

Пакуль яшчэ тут жывуць дзеці, якія ходзяць у першыя — шостыя класы. Усяго ў інтэрнаце ў мінулым навучальным годзе было 210 выхаванцаў. У далейшым колькасць выхаванцаў будзе павялічвацца і ў 1966 — 67 навучальным годзе дасягне 480 чалавек.

У светлых, прасторных пакоях чысціня і парадак. Дзяржава стварыла неабходныя ўмовы для ўсебаковага выхавання дзяцей. За групамі рабят замацаваны кваліфікаваныя выхавацелі, вучаць іх вопытныя настаўнікі. Разам з агульнаадукацыйнымі дысцыплінамі вялікая ўвага надаецца працоўнаму і эстэтычнаму выхаванню, культурна-масавай рабоце. Пры школе ёсць слясарныя і сталярныя майстэрні з навейшым абсталяваннем.

Рабяты актыўна ўдзельнічаюць у разнастайных гуртках. Тут працуюць харавы, танцавальны гурткі, фотагурток, гурток “Умелыя рукі”, тэатр лялек. Цікава і весела праводзяць выхаванцы летнія канікулы. Каля 60 чалавек пабывалі на экскурсіі ў Кобрыне, Брэсце і Белавежскай пушчы. 30 выхаванцаў пазнаёмяцца з прыгажосцю роднага краю ў жніўні. А днямі ў раёне ракі Прыпяць будзе падрыхтаваны палатачны лагер, у якім адпачнуць яшчэ 30 выхаванцаў.

“Ленінскі шлях”, май 1965 года. Фота П. Нікалайчук.

Так начинался их жизненный путь в интернатах, в которых они оканчивали 7, 8 или 9, а с 1970/71 по 1980/81 учебный год — 10 классов. Воспитанников определяли в ФЗУ и РУ, позднее — ГПТУ, СПТУ и другие учебные заведения, где они приобретали рабочие профессии и направлялись на предприятия народного хозяйства СССР, БССР. Было очень грустно смотреть на детей 7-15 лет, обделённых родительской лаской, которым была лишь одна дорога после 8-го класса интерната — в средние учебные заведения. Среди них были и очень одарённые, им бы учиться ещё в школе, но бывшее Министерство образования БССР решило, что это для государства слишком «затратно». Однако в Министерстве не подумали, что посеяли в неокрепших детских душах обиду на то, что они оказались ненужными не только родителям, но и самому государству, оставившему их совершенно социально незащищёнными. Вот ими иногда и заинтересовывались «добрые дяди и тёти» из подворотни, вовлекая их в свои «университеты». «Выплыть» из такого моря соблазнов было не всем под силу. А вот ещё 2-3 года учёбы в средней школе дали бы выпускникам больше шансов правильно определиться в будущей жизни. Ребята ещё в интернате получали паспорта, становились полноправными гражданами СССР. В те годы появились некоторые льготы при поступлении для выпускников школ-интернатов в ВУЗы и обеспечении их в первую очерёдь общежитиями. Но в Лунинецкой школе-интернате за 28 лет было таких всего лишь 10 выпусков — с 1971 по 1981 г.г., все остальные — это выпуски базовой школы (8, 9 классов). В БССР несколько школ-интернатов давали среднее образование, после окончания которых была возможность поступать в средние специальные заведения: педучилища, медучилища и техникумы, а также в ВУЗы и военные училища. Бывали случаи, что выпускники школ-интернатов после окончания 10 классов призывались на военную службу.

Нам с Ларисой Константиновной довелось работать в течение 10 лет уже с воспитанниками, получавшими базовое образование. Это были 1981 — 1991 годы. Мы и жили с нашей дочерью Маринкой в учебном корпусе. Об этом каждый из нас расскажет позднее.

Сразу хочу сказать, что в таком учебном заведении работать учителем или воспитателем, а чаще всего — учителем-воспитателем было непросто, несмотря на то, что мы имели уже более 15 лет стажа работы в общеобразовательной школе. Ощущались трудности морально-нравственного аспекта. Порой дети, особенно 5-6 классов, задавали вопросы, на которые мы, воспитатели, не могли дать однозначного ответа. «Почему моя мама не приезжает?» Вопрос задала Таня, очень красивая девочка, страдавшая хромотой. Мама её работала в то время в одном из НИИ г. Минска, Таню оставила в роддоме, откуда её определили в детдом №3 г. Минска, а в 1984 году в составе 20 детдомовцев направили в нашу школу-интернат. У мамы родилась ещё одна дочь, а от Тани она отказалась. Как ответить ей на такой вопрос?.. С 4-го класса на каникулы её брали чужие люди из города Лунинца, у которых были свои дети (по-моему, семья Чернякович Ларисы, они уже лет 30 живут и работают в Брестском районе). Как могло не оказаться места в доме родной мамы, преподавателя по профессии?.. Это лишь судьба одного ребёнка из сотен искорёженных судеб детей, рождённых в послевоенное мирное время, в 70-80-ые годы ХХ-го столетия. Ситуацию сегодняшних детей, детей социально незащищённых, комментировать пока не берусь, хотя читал, что наше государство взяло направление на закрытие интернатных заведений и детских домов, и расширение домов семейного типа, усыновление. Как будет решаться эта очень сложная задача в будущем, покажет время, но скажу, что здесь тоже есть свои проблемы.

Хочу вернуться на 40-50 лет назад, в Лунинецкую школу-интернат, в три последние десятилетия ХХ-го века. Пусть ещё живые свидетели тех лет прочитают воспоминания своих учителей и воспитателей, а учителя, в свою очередь, — воспоминания своих воспитанников. Многие уже ушли в мир иной, но живы их дети и внуки, они прочтут. Память вечна. Люди уходят, а книги остаются и живут столетиями. По ним мы изучали историю жизни наших предков. Теперь существует такой фантастический вид связи как «его величество — Интернет». Очень надеюсь на помощь ныне живущих ветеранов-педагогов, работавших в интернате, а также на бывших воспитанников. Эти воспоминания могут стать связью поколений выпускников интерната и продолжить в интернете “Энциклопедию жизни и учёбы в Лунинецкой школе-интернате”. Вспомните о ваших годах детства и юности. Они прошли, пролетели, но в памяти остаются навсегда. Знаю, что за время обучения и воспитания были всякие события, разные взаимоотношения между собой, взаимоотношения с учителями и воспитателями. Всё это напоминает взаимоотношения в одной большой семье, где у каждого свой характер, свои привычки, свои симпатии и антипатии. Это всё было и прошло, однако время от времени вспоминается, прокручивается как кадры старого кино, сюжеты из которого вернуть невозможно — поезд ушёл, а жизнь продолжается.

Школа-интернат — это пчелиный улей, заполненный одной семьёй, с её круглосуточным напряжённым трудом. С подъёма и до отбоя каждый из воспитателей и учителей чувствовал очень большую ответственность за жизнь, учёбу и отдых воспитанников. И даже если работа была через день на группе, всё равно это чувство беспокойства не оставляло никого в покое. Лишь 56 дней в году можно было отдать больше времени своим семьям. А часто и летом уезжали с теми воспитанниками, которым не было куда ехать, в лагеря отдыха, на 2-3 смены на Белое озеро, в «Локтыши», «Свитанак» и в другие места. Нашёл в своём архиве небольшую заметку, написанную после посещения воспитанников интерната, отдыхавших в лагере на берегу Белого озера в нашем районе:

Да пабачэння, возера!

Вось і заканчваецца звонкае школьнае лета. Рабяты правялі яго цікава і карысна: многія папрацавалі на палях і фермах, у вытворчых брыгадах. Задаволены адпачынкам рабяты, удзячныя за дапамогу бацькі і працаўнікі гаспадарак.

Надоўга запомніцца лета тым, хто адпачываў у піянерскіх лагерах. Адзін з іх размешчаны ў маляўнічым наваколлі Белага возера, з яго крыштальна чыстай вадой і пахам хвойнага лесу. Прырода нібы спецыяльна выдзеліла гэты непаўторны куток для адпачынку рабят.

У піянерскім лагеры “Бярозка” адпачыла больш за 800 дзяцей. Кожны дзень быў насычаны цікавымі справамі. Грамадска-карысная праца спалучалася са спартыўна-масавымі і культурнымі мерапрыемствамі. У цёплыя летнія дні дзеці купаліся і загаралі.

У апошняй лагернай змене чацвёрты атрад насіў назву “Арляня”. Важатай у ім была Святлана Іванаўна Дунчык — энтузіяст і натхняльнік усіх цікавых і карысных піянерскіх спраў, выхавацельніцай — Ірына Пятроўна Каліноўская. Дзеці вельмі палюбілі сваіх старэйшых сяброў. А старэйшыя рабяты з першага атрада нават спаборнічалі з выхавацелямі ў турыстычнай эстафеце.

Запомніцца рабятам і піянерскі збор на тэму: “Піянеры-героі”, які адбыўся прама на лясной паляне. Рабяты прынеслі на збор партрэты піянераў-герояў: Ніны Сагайдак, Валодзі Дубініна, Зіны Партновай, Валі Коціка, Лёні Голікава. Здавалася, што героі Вялікай Айчыннай вайны, быццам жывыя, прысутнічалі на зборы.

Рабяты, якія адпачывалі ў лагеры, выязджалі з канцэртам да рабочых на станцыю “Люшча”, праводзілі свята здароўя і дні гумару.

Адгарэў апошні касцёр, рабяты вярнуліся ў горад. У кожнага з іх з’явілася шмат новых сяброў, з якімі пазнаёміліся ў лагеры. “Да пабачэння, возера”, — гавораць яны і дзякуюць лагеру за выдатны адпачынак.

“Ленінскі шлях” 23 жніўня 1985 года, настаўнік–выхавальнік Лунінецкай школы-інтэрната І.А. Панасюк

С 1985 года по 1988 год я навещал ребят во время их отдыха на озере в августе. Всё у них было и всё их радовало. У них отсутствовало самое главное — чувство родного очага, ласка маминых рук, её нежный взгляд. Ребята ощущали свою ненужность никому. Сколько ими было выплакано слёз, знают лишь они сами. Я имею в виду тех, у кого были благополучные семьи и до сих пор не могу найти оправдания таким «родителям». Не однократно делился своими подобными мыслями с читателями нашей районной газеты. В результате молодые родители приехали в интернат на собственной машине и забрали своего мальчика домой, он учился у нас ровно год, в 6-м классе. Вася никак не мог привыкнуть к интернатскому режиму. Условия дома у него были хорошие, но были проблемы с учёбой, поэтому родители решили его «сдать» в интернат. Мальчик очень тосковал, хотя мама, папа и сестричка часто его навещали. Очень хорошо, что родители его вернули домой, где он хорошо окончил школу и нашёл своё место в жизни.

Но бывали и другие случаи, когда мне приходилось ездить забирать наших «беженцев» и из России, и из Украины, не говоря уже о Минске, Барановичах, Бресте, Ляховичах, Столине и других городах и деревнях Брестской области. Вспоминаю ещё один случай. Привезли мальчика из многодетной семьи из д. Бостынь. Умница, послушный. В доме было очень бедно, не всегда был одет по сезону и накормлен вовремя. И всё равно Коля очень хотел домой. Таких воспитанников в 80-90-е годы в школе-интернате было более 70%. Тогда же написал статью в газету “Правда”, не особо надеясь, что её напечатают. Поместили летом 1987 года, она и сегодня хранится в моих «архивах», называлась “Мать не заменишь…”. Оканчивалась она следующими словами:

“Я ещё помню матерей–одиночек (вдовы 50-60-х годов). Это были солдатские вдовы, которые вместе с детьми ели крапивные борщи, борщи из лебеды, порой без кусочка хлеба, макуху (прессованные отходы от переработки подсолнечников), но ставили своих детей на ноги сами. У них давно уже внуки и правнуки растут. Им-то дети действительно кланялись в ноги. А теперь какие могут быть одиночки?..”

Как сегодня вижу одну из наших соседок вдову, вырастившую троих детей — Руцкую Марию Корниловну, хотя её уже более 20 лет нет, как нет и её старшей дочери Марии Ивановны Руцкой (Павлович), учительницы, работавшей с 1959 года в Вульковской 2-й школе Лунинецкого района. Живёт в Подмосковье её брат — полковник пограничных войск, кандидат философских наук Иван Иванович, а её сестра Ольга Ивановна живёт в Бресте. И таких героических матерей были сотни, тысячи…

Я не Антон Макаренко и не Василий Сухомлинский, но могу с точностью сказать, что работа всего обслуживающего персонала: нянечек, сторожей, поваров, техничек, библиотекаря, дворовых работников, а также воспитателей, учителей и дирекции была и остаётся ещё и сегодня в подобных заведениях «службой дни и ночи». Один раз в 10-15 дней воспитатели должны были по графику дежурить по ночам в спальном корпусе: следили за порядком в блоке мальчиков и девочек. В последние годы у нас воспитывались и обучались непростые дети. Они к нам прибывали со всей Брестской области и даже из детского дома города Минска. Я не зря поставил на первое место слова «воспитывались и обучались». И сегодня могу утверждать, что воспитание должно стоять на первом месте не только в школах-интернатах, детских домах, но и в общеобразовательных школах, а в настоящее время ещё добавилось такое заведение, как «социальный приют». Не хочу высказывать своё соображение относительно заведений такого типа, но скажу, что сегодня они нужны, посколько существует не проблема «трудных детей», а проблема безответственных родителей, от которых детей необходимо спасать. Пробелы в обучении можно в более зрелом возрасте ликвидировать, а вот пробел в воспитании, в «Рождении гражданина» — (одна из книг Василия Сухомлинского) ни восполнить, ни догнать ничем нельзя. Подсознательно эту истину понимали все учителя и воспитатели, но не всегда хотели понимать и принимать её в вышестоящих органах народного образования БССР. А истина эта не требовала доказательств.

Судьбу своих воспитанников, ушедших в самостоятельную жизнь, мы отслеживали в течение 5-7 лет. Очень часто подтверждалось, что воспитанник, который был трудным в интернате, имел «нелады» с законом в самостоятельной жизни или с нарушением уставов воинской службы. Имел несколько писем с предприятий и воинских частей. Были случаи, когда судьбы наших выпускников, спустя даже 5-6 лет, зависели от подробнейших характеристик с места учёбы, т.е. от воспитателей и учителей, знавших их 5-6 лет. Тогда уже объёма странички школьной тетрадки не хватало, приходилось писать биографию воспитанника с того класса, в который он прибыл. Такой случай произошёл с одним моим воспитанником 1986 года выпуска, служившим в Латвии. Слава Богу, он избежал наказания, успешно дослужил свой срок службы, вернулся на родину в д. Ворони Столинского района, дальнейшая судьба мне не известна. Чаще получал с мест учёбы и работы хорошие письма с благодарностями, имею в виду выпуск 1988 года. Судьба некоторых моих выпускников, бывших воспитанников 1982 года, сложилась не очень просто, порой трагично, особенно у юношей. У девочек она сложилась лучше, но также не у всех. В 2012 году исполняется 30 лет после окончания ими Лунинецкой школы-интерната. Некоторые мечтают встретиться в бывшем здании школы-интерната, сегодня — лицея. Надеюсь, их мечта осуществится, и они расскажут друг другу о своих жизненных путях, пройденных ими за 30 лет. Иногда встречаю моих воспитанников в Лунинце, Бресте, Пинске. Судьбы у всех разные. Интернат вспоминают всегда с радостью, горечью, ностальгией, иногда с обидой на весь мир. Их нужно и можно понять. У них была хорошая одежда, обувь, учебники, пища и кров, чистая постель. В 80-90-е не всегда можно было купить населению всё необходимое. У детей в интернате было всё, но они были обделены самым главным — родительским теплом. Родителей не заменит никакое, даже самое заботливое государство, поэтому они часто убегали домой, в свои неустроенные семьи с отсутствием там, порой, самой скромной пищи, но ДОМ — это Дети, Отец и Мама! На то оно и детство, чтобы прожить его с мамой, папой, братьями и сёстрами в родительском доме.

Садясь за написание предисловия, даже не заметил, как перешёл к воспоминаниям о работе в школе-интернате. Сразу не могу сориентироваться, как продолжать дальше...

Первой вспоминается почему-то подготовка к 25 летию со дня открытия Лунинецкой школы-интерната. Это был 1988 год. У нас уже был открыт замечательный историко-краеведческий музей. По тем временам он был очень хорошим местом проведения всевозможных воспитательных и учебных мероприятий. Здесь проводились заседания совета дружины, школьного ученического комитета, здесь принимали в октябрята, в пионеры и в комсомол. Учителя истории, филологи и классные руководители проводили в музее уроки. Здесь было проведено немало встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, а также с бывшими воинами–интернационалистами города Лунинца и района. В его создании принимали участие директор школы-интерната Копытковский Михаил Наумович, талантливейший педагог, сам в детстве воспитанник Давыд-Городокского и Микашевичского детдомов, работавший до прихода в интернат учителем математики и директором Лахвенской СШ; завуч — Иван Васильевич Тимашов, историк по специальности, работавший долгие годы в школе-интернате; многие учителя и воспитатели, воспитанники интерната. Музей оформлялся мастерами. Экспонаты поступали отовсюду, но больше всего их дарили учителя и воспитатели, а также привозили некоторые воспитанники. Оборудование, стенды, большие слайды заказывали в г. Минске. О его обустройстве расскажу позднее. Так вот, подготовкой к празднованию юбилея занимались все. Поскольку руководителем музея был я, то и многое по подготовке взял на себя совет музея — это воспитанники 7-8 классов. Мы составили план подготовки и работали каждый день. Первым нашим действием было обращение через газету ко всем бывшим учителям и воспитателям, а также выпускникам с просьбой прислать свои воспоминания.

Летапіс да юбілею школы-інтэрната

Ад імя выхаванцаў Лунінецкай школы-інтэрната, настаўнікаў, выхавальнікаў і іншых работнікаў звяртаемся да ўсіх, хто працаваў або вучыўся ў розныя гады ў нашай школе, з просьбай падзяліцца ўспамінамі аб першых гадах яе існавання, яе станаўленні, цяжкасцях, радасцях і ўсім тым, аб чым часта ўспамінаецца.

Мы ведаем, што ў Лунінцы і раёне працуюць больш як 80 чалавек, якія на працягу многіх гадоў працавалі ў нашай школе, ад нас пайшлі на адпачынак. Думаецца, што ім ёсць аб чым расказаць маладым працаўнікам школы, а асабліва нам, яе сённяшнім выхаванцам. У школе і зараз добра ведаюць імя заслужанай настаўніцы БССР Л.М. Ермачонак, дырэктара Сінкевічскай сярэдняй школы І.В. Цімашова, настаўнікаў В.П. Осіпаву, Я.І. Шавёлкіну, М.Ф. Весялоўскую, Л.І. Ангалюк, Н.Ф. Чарнавокую, В.У. Ермаловіч, В.У. Сямёнаву, В.М. Жыляева і многіх іншых.

Зараз у нас працуе школьны музей. Плануем расшырыць яго экспазіцыі: ствараем куток воіна-інтэрнацыяналіста. Размяшчаем матэрыялы перапіскі з нашымі былымі выхаванцамі, настаўнікамі і выхавальнікамі, працягваем стварэнне летапісу школы-інтэрната.

Самая галоўная падзея года, да якой мы пачалі ўжо рыхтавацца — гэта 25-гадовы юбілей, ён будзе адзначацца 7 кастрычніка 1988 года. Вельмі хацелася б да гэтай даты закончыць асноўныя работы па летапісе школы.

Школа-інтэрнат для большасці з нас — родны дом: тут мы жывем, вучымся, адпачываем, працуем, рыхтуемся да будучай працоўнай дзейнасці. Але, пакідаючы школу, кожнаму з нас хочацца пакінуць пасля сябе добрую памяць. Мы вырашылі, што такой справай можа стаць пачатак летапісу. Таму просім усіх тых, хто працаваў ці навучаўся ў школе-інтэрнаце: чакаем вашых успамінаў, фотаздымкаў. Не адмаўляйце, калі ласка, у нашай просьбе.

Члены савета музея Лунінецкай школы-інтэрната

“Ленінскі шлях” красавік 1988 года.

Через некоторое время мы начали получать письма. Интенсивно шла подготовка плана проведения самого юбилея. Всё продумывалось до подробностей. Большую материальную помощь оказывали нам тогда наши шефы — Лунинецкий молокозавод, Райсельхозтехника и другие предприятия города. Писались приглашения, для чего подготовили фотомонтаж: девочку первоклассницу и мальчика восьмиклассника, это были Юрова Светлана и Занько Сергей (ныне живёт в г. Лунинце и работает в БТИ, окончил 9-10 классы в Мальковичской СШ, заочно ВУЗ). Была разработана и символическая эмблема юбилея, надеюсь её восстановить, а с неё было изготовлено более сотни значков на память. В тот год в Лунинецком районе работали около 90 бывших выпускников интерната. Среди учителей и воспитателей, работавших в первые годы, были очень известные в городе и районе педагоги: заслуженная учительница БССР Л.М. Ермачёнок, Тимашов И.В., Осипова В.П., Веренич В.С., Шавёлкина Е.И., Веселовская М.Ф., Анголюк Л.И., Черноокая Н.Ф., Ермолович В.У., Семёнова В.В., Жиляев В.Н., Домашевич (Тупеко) В.А., Тупеко В.П., Черноокая А.П., Игнаткевич Н.Т., Кирикович Л.Е. и многие другие.

Члены совета музея готовили экспозиции, дописывали летопись школы-интерната, пионерской и комсомольской организаций. Написали списки всех выпусков школы-интерната на листках, в форме кленовых листьев, разместили их на маленьком деревце. Узнали и разыскали фамилии всех учителей и воспитателей, других работников, когда-либо работавших в школе интернате. Воспитанниками, учителями и воспитателями готовился праздничный концерт. Кроме списков выпускников на занятиях фотокружка мы подготовили копии всех выпускных фотографий школы-интерната. Работа в течение года была проведена большая. Вспомнить сегодня всё невозможно.

Члены фотографического кружка отсняли во время юбилейной встречи более 10 плёнок по 36 кадров каждая. К сожалению, остались лишь мои личные 3 плёнки с фотоснимками, которые я представлю в этом сборнике. Но самое главное, встреча состоялась 7 октября 1988 года. Праздник удался. Было много гостей, неожиданных встреч, воспоминаний. В газете “Ленінскі шлях” была напечатана статья корреспондента Марии Юрко.

Няхай не бяднеюць сэрцы

Восень, нібы рознакаляровым дываном, заслала лісцем сцяжынкі да школы-інтэрната. У акружэннні расквечаных асеннімі фарбамі дрэў урачыста выглядаў і сам будынак. 7 кастрычніка з раніцы спяшаліся сюды дарослыя, дзеці, настаўнікі і выхавальнікі, былыя выпускнікі і цяперашнія вучні. Вераніка Баброва, Ларыса Карнюхіна і Вераніка Беганская жылі і вучыліся ў інтэрнаце 5 гадоў. Сёлета іх перавялі ў Пінскую школу-інтэрнат. Але дзяўчынкі не забылі, што 7 кастрычніка адзначаецца 25-гадовы юбілей іх былога дома. Так, дома. Ён прыняў іх. Як і многіх іншых, хто застаўся без бацькоў, вучыў іх жыццю, стараўся даць ім часцінку дабрыні і ласкі.

Интернат ты наш, интернатушка,
Ты отец родной наш, наша матушка.
Ты даёшь нам всё от щедрот страны,
Мы тебе за всё от души должны.

(Из песни, написанной в Радошковичской школе-интернате Минской области).

Гэтыя шчырыя і горкія словы сустракалі гасцей. 930 выхаванцам даў інтэрнат пуцёўку ў жыццё за 25 гадоў. Тут жылі і вучыліся дзеці больш як 13 нацыянальнасцей, у іх ліку і круглыя сіраты. Па розных кутках краіны раз’ехаліся былыя выхаванцы. Многія з іх атрымалі вышэйшую, сярэдне-спецыяльную і сярэднюю, з 1982 базавую адукацыю, многія сталі высокакваліфікаванымі рабочымі. А галоўнае, амаль усе сталі добрымі людзьмі. За гады існавання школа-інтэрнат не атрымала ні аднаго горкага паведамлення. Затое ў школьным музеі ёсць шмат грамат, дыпломаў, падзяк. Адна з апошніх — з Аршанскага СПТВ-45. Яе кароценькі змест: “Дзякуем за добрае выхаванне выпускніц Вярэніч Святланы, Сцепанюк Лідзіі, Цяльпук Людмілы” — гэта найлепшая ацэнка калектыву настаўнікаў і выхавальнікаў. І такіх лістоў шмат.

Правільна гаварыў дырэктар школы-інтэрната В.А. Фёдараў аб тым, што касцяк калектыву складаюць толькі добрыя людзі. Дрэнныя доўга не затрымліваюцца, бо ў інтэрнаце патрэбны не проста настаўнікі, выхавальнікі, кухонныя і іншыя работнікі, патрэбны людзі, якія гатовы аддаць дзецям часцінку свайго сэрца, могуць зразумець іх, як разумеюць сваё дзіцё маці або бацька. Усімі гэтымі ўласцівасцямі валодае ветэран школы Вера Антонаўна Тупека. З 1969 года працуе яна тут. Вера Антонаўна як маці ўсім дзецям, кожнага з іх ведае, за кожным бегае, ведае, каму асабліва патрэбна ўвага і клопат у той ці іншы момант і сагравае іх сваёй дабрынёй.

Прысвяцілі сваё жыццё абяздоленым дзецям Юнкевіч М.С., Рахацэвіч Н.А., Ігнаткевіч Н.Ц., Кірыковіч Л.Е., Тупека У.П., Барычэўская А.Р., сёстры Любоў Маркаўна Ермачонак і Надзея Маркаўна Малахоўская, Барычэўская І.М. Многія з іх працуюць з дня заснавання школы-інтэрната, некаторыя нядаўна пайшлі на заслужаны адпачынак. Любоў Маркаўна Ермачонак за працу ў інтэрнаце атрымала высокае званне ”Заслужаны настаўнік БССР”, у 1978 годзе была дэлегатам Усесаюзнага з’езда настаўнікаў у горадзе Маскве.

Нельга не назваць сёння і былога дырэктара школы-інтэрната Капыткоўскага М.Н. Займаў ён гэтую надзвычай неспакойную і адказную пасаду 16 гадоў. Сам былы выхаванец былога сіроцкага дома, Міхаіл Навумавіч добра ведаў, што патрэбна дзецям, пазбаўленым бацькоўскіх клопатаў, шмат зрабіў для школы, для стаўлення ўсяго калектыву. М.Н. Капыткоўскага ўжо няма сярод жывых, але яго памятаюць у інтэрнаце. Памятаюць усе тыя, каму аддаваў ён сваё жыццё, бываюць у яго на магіле ў г. Мікашэвічы.

25 гадоў — не малы адрэзак часу. Не пазналі свой інтэрнат першыя яго выпускнікі Аляксандр Селюжыцкі, Галіна Сідарэвіч, Тамара Бірук і многія другія. Выраслі пасаджаныя імі дрэвы, больш утульнымі і прыгожымі сталі спальні, вучэбныя класы, намнога змянілася матэрыяльная база інтэрната. Толькі такімі ж добрымі і клапатлівымі засталіся настаўнікі і выхавальнікі, іншыя работнікі, якія працавалі ў тыя далёкія часы і 7 кастрычніка прыйшлі на сустрэчу са сваімі былымі выхаванцамі. Усе разам парадаваліся ўзнагароджанню ветэранаў і маладзейшых работнікаў інтэрната. Ганаровыя граматы ўпраўлення народнай адукацыі Брэсцкага аблвыканкама атрымалі Ігнаткевіч Н.Ц., Панасюк І.А., Барычэўская І.М., Панасюк Л.К., Кірыковіч Л.Е., Тупека В.А., Рахацэвіч Н.А., Дамашэвіч Н.Ф., Юнкевіч М.С. Граматамі гарана ўзнагароджаны Сафронава М.С., Самарцава Г.С., Гуцько Я.П., Грыневіч М.А., Кіслюк З.В. Няхай не бяднеюць сэрцы гэтых людзей, якія выбралі для сябе нялёгкую і адказную справу.

У прыгожа аформленай спартыўнай зале школы загучалі звонкія піянерскія песні. Хор выхаванцаў пад кіраўніцтвам Галіны Гімбатавай па майстэрску іх выконваў. Вельмі шчыра і хораша спявалі салісткі хора Наташа Кандраценя, Наташа Ганчарова, Вольга Селіванава і Наташа Крупіцкая. Пастараліся парадаваць сваімі песнямі і другія ўдзельнікі мастацкай самадзейнасці. З цікавай праграмай выступілі на святкаванні юбілею хор клуба чыгуначнікаў, работнікі Лунінецкай музычнай школы. Да позняга вечара не сціхалі ў інтэрнаце музыка і песні.

“Ленінскі шлях”, кастрычнік 1988 года. Марыя Юрко.