Козак

Интернат ты наш, интернатушка...

Были будни, были праздники…

В прекраснейшем месте, в окружении леса, находилась ранее неизвестная мне школа-интернат. Кажется, что было это совсем ещё недавно, а ведь прошло уже более 20 лет. Встречаясь с бывшими коллегами, по-прежнему есть о чём поговорить, о чём вспомнить.

Школа имела свои особенности. Для меня, молодого педагога, все советы (от слов нянечки Доры Илларионовны и заканчивая советами опытных педагогов) были ценны. С особым чувством вспоминаю свой 1-й класс (45 учащихся, из них 13 воспитанников одного из детских домов г. Минска). Работать с такими детками в первое время было трудно, но и необходимо, в первую очередь для детей, «при живых родителях». Не знаю, как сложилась судьба у большого выдумщика и фантазёра Павла Мякоты, большеглазого Михаила Силина, красавицы Ларисы Корнюхиной, очень доброй девочки Майки, чересчур дерзких Вероники Беганской и Веры Бобровой и многих моих девочек и мальчиков. В 1987 году их всех перевели в Пинскую школу-интернат, откуда некоторых забрали в семейные дома. Хочется надеятся, что у них сложились судьбы хорошо.

Дети, которые были из полных и неполных семей, чувствовали себя в интернате увереннее, спокойнее, радовали учителей и воспитателей хорошими результатами в учёбе, а также спокойным поведением в отношении своих одноклассников. Моими коллегами были Валентина Павловна Осипова, имевшая большой опыт работы с воспитанниками, позднее — Галина Владимировна Максимчик, которую дети называли сокращённо «Галдирна». Дети её очень любили и, когда она уезжала в Крым, устроили «всеобщий плач». Воспитатели и учителя, как и другие работники школы отдавали им много сил и труда, чтобы они хоть чуть-чуть почувствовали домашний уют и тепло. Было всё. Были будни, были праздники, дни именин. Были удачи и разочарования… Но это было…

Говорю сегодня всем, с кем работала, своё искреннее спасибо и желаю здоровья, счастья и благополучия!

Ольга Леонидовна Козак. г. Лунинец. Настаўніца роднай мовы і літаратуры СШ №4.


Помогали обездоленным ребятишкам…

Работать в школе-интернате я начала с сентября 1986 года воспитателем 1–го класса. Наставником в то время у меня была педагог Нина Алексеевна Рохацевич, имевшая богатый опыт работы с детьми, учительницей работала Ирина Макаровна Боричевская.

В классе учились дети со всех районов области, большинство из них — бывшие воспитанники Пинской школы-интерната, в то время находившейся на ремонте, и детей привозили на время к нам. Привозили к нам и детей, сбежавших из неблагополучных семей из-за сложных семейных обстоятельств. Были дети из других интернатов Брестской области, родители которых были лишены родительских прав.

Практически все дети нуждались в тёплом к ним отношении, потому что в семьях они были недолюблены, обделены родительской ласкою. Психологи утверждают, что если ребёнка до 7 лет недообнимали, недолюбили, то в будущем он может страдать теми или иными формами неврозов. Все работники интерната относились ко всем ребятам с душой, каждому уделяли внимание. И всё равно для большинства детей их родители оставались самыми лучшими. Но всегда ли знали об этом родители, которые оставляли своих детей на произвол судьбы?.. Малые дети из домашней обстановки попадали совершенно в другие условия, к которым им предстояло приспосабливаться.

Жизнь в интернате проходила строго по установленному внутреннему распорядку: подъём в 7-30, завтрак в 8-00. За это короткое время воспитанники должны были умыться, почистить зубы и обувь, заправить кровати, убрать в тумбочке. Далее шло время уроков 9-00 —13-00. У воспитателей в это время было относительно свободное время. В 14-00 дети обедали, после чего отправлялись в спальни для отдыха. Весь тихий час вместе с ними находился воспитатель.

В свободное время ребята рисовали, мастерили. Девочки вязали и шили. Детям прививалась любовь к творчеству и самообслуживанию. Многие родители даже на время каникул не брали детей домой.

В индивидуальных беседах с ребятами выяснялось, что они понимают своё положение и место в будущей их жизни и что они не такие, как их сверстники из обычных общеобразовательных школ. Это положение многих тяготило, порой озлобляло. Часто многие из них делились со своими воспитателями сокровенными мечтами о будущем, об изменении образа жизни, об их отношении к окружающему миру. Те, кто попадал в школу-интернат, нуждались в дальнейшей (государственной) поддержке, в дальнейшей адаптации и помощи, в том числе и со стороны общества.

И наш небольшой коллектив учителей и воспитателей, как мог, помогал обездоленным ребятишкам. Многие дети оставили воспоминания в моей памяти. По-разному сложились судьбы моих воспитанников: чья-то жизнь радует, а кто-то не сумел состоятся ни в семье, ни в работе (как, впрочем, бывает и у детей, воспитывающихся в семье). Конечно, это огорчает, потому что каждый ребёнок в интернате был как родной, а воспитатель и учитель стал для него на время пребывания здесь родителем. Послушной и нежной была Танечка Троцкая из Столина. Таня много раз бывала у меня дома. После расформирования школы-интерната моя связь с Танечкой оборвалась. Мне интересно было бы знать, как сложилась судьба у Романа Островского, Наташи Короленко, Оксаны Майковой? А вот некоторые ребята даже не хотят и вспоминать о своём пребывании в интернате, их можно понять, ведь они были лишены в детстве самого дорого — родительской ласки и любви.

Людьми благородной души были Н.А. Рохацевич, И.М. Боричевская, М.А. Гриневич, Н.Ф. Домашевич, Вера Антоновна и Владимир Прокофьевич Тупеки, Екатерина Фёдоровна и Павел Герасимович Прокопчуки, Лариса Константиновна и Иван Алексеевич Панасюки, Л.Е. Кирикович, М.С. Юнкевич и многие другие, о ком я часто вспоминаю с радостью и которым я желаю всего в жизни самого найлучшего. Именно на таких людях держалась и теперь держится воспитательная система в обществе.

С искренним уважением Анна Антоновна Мисиевич (Василец) — преподаватель сельхозяйственного колледжа г. Лунинец