Юнкевич М.С.
Юнкевич М.С.

Куст К.А.
Куст К.А.

Интернат ты наш, интернатушка...
II. Вспоминают учителя и воспитатели интерната

Жизнь, посвящённая детям интерната

Михаил Степанович — педагог–ветеран. Теперь находится на заслуженном отдыхе. С удовольствием согласился вспомнить годы работы в интернате. Даю ему слово.

Школа-интернат была открыта в начале 2-й четверти 1963/64 учебного года. Первым директором был Киселёв Олег Александрович, завучем работала Акулова Лидия Ивановна. В связи с тем, что спальный корпус интерната ещё не был готов к заселению детей, учащихся разместили в учебном корпусе. На день открытия школы-интерната насчитывалось 140 воспитанников 1–4 классов. После зимних каникул 1964 года из Пинского детского дома и школы-интерната перевели к нам учащихся 5-6 классов. На 1-м этаже дети учились, а на 2-м и 3-м этажах находились спальные комнаты. В каждом классе было по 28–33 воспитанника. По решению Министерства образования в последующие годы были переведены учащиеся из Минского детдома и Пинской школы-интерната. Перед Новым 1964 годом воспитанников перевели из учебного корпуса в их место проживания — в спальный корпус, работать стало легче. Я работал с воспитанниками 5-го класса до 1966 года, до окончания ими 8 классов. В 1966 году состоялся выпуск. Это был 1-ый выпуск 8 класса Лунинецкой школы-интерната.

Сама территория представляла собой нагромождение камней и пней. Воспитанники вместе с учителями и воспитателями ежедневно занимались уборкой территории, приведением её в надлежащий вид. На местах пней высаживались декоративные кустарники и деревья: берёзки, каштаны, акации и тополя. Обычно их приносили из рядом растущего леса, а иногда ходили в лес, на окраине которого стоит памятник-самолёт. Год от года территория постепенно озеленялась. Большой труд был вложен в сооружение школьного стадиона, волейбольных и баскетбольных площадок, гимнастического городка. Всё делалось вручную. Футбольное поле укладывалось дёрном, беговые дорожки насыпались шлаком и утрамбовывались. Для младших школьников оборудовалась игровая площадка. Много пришлось работать коллективу учителей и воспитателей, чтобы создать сплочённый детский коллектив.

Директором в 1964–1968 годах был участник партизанского движения Боровик Пётр Титович. В 1968/1969 учебном году директором был Тихоненко Владимир Матвеевич. С 1969 года директором в интернате работал учитель математики и директор Лахвенской СШ, сам бывший воспитанник Давыд-Городокского детдома Копытковский Михаил Наумович, проработавший в этой должности более 16 лет. После Копытковского М.Н. директором школы-интерната до 1990 года был Фёдоров Виктор Алексеевич, учитель физики и математики. В 1990/91 году директором был я, Юнкевич Михаил Степанович. Это был последний выпуск школы-интерната и последний год её существования. Свою функцию она за 28 лет выполнила; круглых сирот было немного, их перевели в Пинскую и Молчадьскую школы-интернаты Брестской области. В здании школы был открыт Лунинецкий лицей, который функционирует и по сегодняшний день. Всем, кто меня помнит, с кем работал, мои лучшие пожелания!

Юнкевич М.С., 17. 11. 2011 года.

Мечтал стать художником...

Константин Алексеевич Куст — личность довольно известная. Многие лунинчане знают его не только как бывшего директора станции юных техников, но и как талантливого педагога, творческую личность.

В студенческие годы он писал на плакатах выдержки из цитат педагогических и общественных деятелей того времени... Обращались дачники с просьбой изготовить наглядные дощечки с изображением плодоовощной и цветочной продукции. Во время работы в Лунинецком интернате разработал календарный художественный план занятий по изобразительному искусству на весь учебный год.

Сейчас Константин Алексеевич на заслуженном отдыхе. В прошлом году перенёс операцию по замене части бедренного сустава на имплантат. Да и годы берут своё: не та уже работоспособность, не то здоровье. Поэтому на недавнее предложение преподавать в Лунинецкой ДШИ ответил отказом. Хотя, как признаётся, если бы здоровье не подвело, работал бы с удовольствием. Начало своей карьеры, годы преподавания в Лунинецком интернате, педагог вспоминает с ностальгией:

— Вёл уроки черчения, физики, труда и изобразительного искусства. Если по программе «изо» запланировано рисование пейзажа, к примеру, значит, накануне обязательно вёл учеников на прогулку в лес для наблюдения за природой. С натуры детям рисовать всегда проще, чем фантазировать. Вообще, всегда старался провести урок так, чтобы ученикам было интересно и полезно.

Находясь на пенсии, Константин Алексеевич охотно нянчится с внуками. На вопрос, как организует их досуг, отвечает:

— Внучку Алесю, когда была маленькой, просил что-нибудь нарисовать. И она охотно рисовала: маму, папу, домики, цветочки. Иногда меня просила: «Дедушка, нарисуй что-нибудь». Приходилось идти ей на уступки, чтоб не обидеть. А с внуком Антоном, например, разучиваем песни военных лет. Когда за ним приходят родители, ставлю его на табуретку, и он демонстрирует, чему «научился» за день. Перед очередным «выступлением» надеваю ему свою пилотку, чтобы чувствовал себя настоящим артистом. Особенно понравилась внуку песня про трёх танкистов. Он поёт её всякий раз, когда пытается меня «задобрить», знает, что в армии я служил в танковых войсках.

В своей квартире Константин Алексеевич многое создал собственными руками. Различные полки, вешалки для одежды, изящно украшенные ручной резьбой, плетёные корзинки... Присутствуют здесь и картины с изображением лунинецких пейзажей. Но больше всего, когда я зашла в гости для беседы, меня впечатлили многочисленные модели парусников. Очень тонкая работа.

— Расскажите о кораблях, — прошу Константина Алексеевича, вдоволь налюбовавшись его творениями.

— Это моя самая большая страсть в жизни, — говорит собеседник.

— По-моему, в кораблях есть что-то загадочное и романтическое.

— Душа прикипела к парусникам, когда в своё время вёл «Кружок судомоделирования», хотя моряком стать никогда не стремился. Осуществить же свою мечту, стать художником, тоже не получилось: опоздал с подачей документов. Но на судьбу не жалуюсь... Некоторые из моих работ побывали на различных выставках и конкурсах. Но больше всего горжусь именно своими учениками, выставки работ которых проходили в Москве и даже в Индии.

«ИП». Текст и фото Людмилы Хмелевской.


P.S. В личной беседе узнал, что родился Константин Алексеевич в Давыд-Городке Брестской области. В Лунинецкой школе-интернате работал с 1964 по 1969 год. Рассказал, что классы в интернате были большие до 40 человек, но поскольку на уроках труда класс делился, то это были группы, с которыми работать было легче. Кроме уроков труда постоянно с детьми занимались оформлением кабинетов, тогда это лишь начало входить в школьную практику. Готовил с ребятами всевозможные выставки, оформляли праздничные колонны воспитанников к государственным торжествам. Когда начинались летние каникулы, устраивали недельные лагеря отдыха по группам на берегу Припяти. Дети очень любили подобные походы и отдых. Неоднократно с Верой Владимировной Семёновой, завучем школы, ездили с воспитанниками в экскурсионные поездки в города Ленинград, Минск, Киев. В Ленинграде с детьми посещали Государственный Эрмитаж, Петродворец. Были прогулки на катерах в период белых ночей, фотографирование у фонтанов. Обязательно посещали цирк и зоопарк. Поездка длилась 10–12 дней. Увидеть удавалось очень много интересного. Группы были по 12–15 детей и два педагога. Такие поездки носили воспитательный характер. Они стимулировали интерес воспитанников к учёбе, к хорошей дисциплине и к активному участию в общественной жизни школы-интерната.

Школа-интернат — это школа, в которой воспитанники приобретали навыки, необходимые им в будущей жизни. Территория вокруг интерната была закреплена по участкам за каждой группой. Каждый день, в любую погоду и любое время года отводилось время на уборку территории, которая должна была всегда содержаться в чистоте. Приходилось Константину Алексеевичу оборудовать в первые годы работы школы-интерната и стадион. Привитие любви к труду был одной из главных задач школы-интерната, ибо после школы большинство детей поступало в ПТУ, РУ и трудовые навыки им там очень помогали.

Любимым делом воспитанников осенью было собирание грибов, которые росли буквально рядом с интернатом. Когда объявлялся такой сбор, от желающих не было отбоя. Дети снабжались соответствующей посудой, ножами, с ними проводился маленький инструктаж о съедобных и ядовитых грибах, после чего человек 115 рассыпались по всему близлежащему лесу. Приносили порой грибов очень много. Работники столовой перебарали и сортировали их и варили на всех грибной суп.

Зимой любимым развлечением в свободное от учёбы время было катание на лыжах и санках, а то и на клеёнках или в старых тазах с горки, которая находилась в 200-250 метрах от интерната. Это было бывшее стрельбище, построенное ещё в 20–30-х годах поляками. Зимой горка была самым любимым и шумным местом, весной здесь дети любили с высоты полюбоваться близлежащим лесом.

(И.А.)